Ко Дню маркетолога 25 октября аналитики «Авито Работы» и «СберМаркетинга» изучили спрос работодателей на профессионалов по маркетингу и рекламе: в третьем квартале 2023 года число вакансий в сегменте увеличилось в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Средние предлагаемые зарплаты составляют 52 843 руб. в месяц, что на 27% больше, чем в третьем квартале 2022 года — результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
В третьем квартале 2023 года самым востребованным кандидатом стал SMM-специалист, для которого предложений о работе стало в 3,9 раза больше, чем в аналогичном периоде в прошлом году. Средние предлагаемые зарплаты увеличились на 43% и достигли отметки в 53 777 руб. в месяц. Немного уступив, на втором месте оказался маркетолог с приростом числа вакансий в 3,4 раза и средних предлагаемых заработных плат на 13% (50 574 руб.).
Спрос работодателей на менеджеров по рекламе вырос в 1,6 раза год к году. В третьем квартале 2023 года средние зарплатные предложения для специалистов составили 49 075 руб., что на 10% больше, чем в аналогичном периоде в прошлом году. Стоит также отметить постепенно растущее количество вакансий для ивент-менеджеров — 1,3 раза. За последний год профессионалам увеличили средние предлагаемые зарплаты на 23%. Теперь работодатели готовы платить 47 005 руб.
Бизнес в России развивается, и на конкурентном рынке все больше работодателей осознают важность имиджа, узнаваемости и репутации для своей компании, отмечает Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы».
Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы»:
Специалисты по маркетингу, рекламе и PR помогают организациям разрабатывать, создавать и продвигать сильный бренд, чтобы привлечь новых клиентов и укрепить свои позиции. Согласно данным Индекса рынка труда Авито Работы, в сентябре 2023 года конкуренция за соискателя в сфере маркетинга, рекламы и PR выросла на 19% год к году.
Спрос на специалистов креативных индустрий всегда высокий, дополняет Анна Тупикина, директор по маркетингу «СберМаркетинга». Появляются новые профессии, например, промт-инженеры, благодаря которым можно получить качественный продукт, также из-за активного развития ритейл-медиа в последние годы возрастает потребность в квалифицированных контент-менеджерах.
Анна Тупикина, директор по маркетингу «СберМаркетинга»:
Также мы видим, что на рынке есть высокий спрос, даже борьба за специалистов уровня мидл. Кроме того, джуниор-специалистов на рынке тоже становится все меньше. Прежде всего это связано с демографическими волнами и отсутствием необходимых квалификаций. По данным Росстата, количество сотрудников 20−24 лет сократилось почти на 50% с 2003 года, а к концу 2022 года доля россиян, которые работают не по полученной специальности, составила более 30%. При этом завоевать внимание, доверие, любовь конечных пользователей становится всё трудней, конкуренция высокая, в свою очередь задач на создание уникального контента становится больше, поэтому креативщики всегда будут востребованы
Рекламный рынок в 2023 году восстанавливается рекордными темпами, комментирует Валентин Смоляков, первый вице-президент АКАР. По данным ассоциации, в первом полугодии суммарный объем рекламы в средствах ее распространения превысил 315 млрд руб., что на 27% больше, чем в соответствующий период предыдущего года, и на 19%, чем в первом полугодии докризисного 2021 года.
Валентин Смоляков, первый вице-президент АКАР:
Во втором квартале 2023 года фактически все сегменты и подсегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику, в целом в этом квартале объем рекламных бюджетов российского рынка возрос на 50%; прирост ко второму кварталу 2021 году составил 25%. Также мы видим рост бюджетов рекламодателей на интерактивную рекламу.
В третьем квартале 2023 года спрос работодателей на аналитиков в сфере маркетинга вырос в 2,7 раза. Средняя предлагаемая заработная плата специалистов увеличилась на 9% и достигла 51 120 руб. Прирост числа вакансий для маркетологов-стратегов составил 2,3 раза и средних зарплатных предложений — 11% (47 357 руб.).
Ирина Романова, сопредседатель Комитета фарм-коммуникаций АКАР, генеральный директор PHD:
В 2023 году рекламная индустрия вновь столкнулась с дефицитом кадров. На этот раз востребованными оказались специалисты начального уровня: ассистенты, младшие менеджеры, менеджеры. При этом нехватка молодых специалистов затронула не только диджитал-направление, которое традиционно страдало от того, что росло быстрее, чем успевало готовить квалифицированные кадры, но и офлайн: востребованными стали медиапланеры, аналитики, аккаунты и даже стратеги. Вызвано это было ситуацией 2022, когда индустрия не набирала молодых специалистов на ассистентские позиции, а значит через год недополучила обученных менеджеров.
Если говорить о ключевых компетенциях молодых специалистов, которые требуются рекламным агентствам, Романова бы отметила среди них знание особенностей рекламного рынка и закона о рекламе, умение работать в команде, знание основ управления проектами, гибкость и эмоциональный интеллект. В идеале, если специализированный ВУЗ научит студентов медиапланированию и ключевым рекламным метрикам.
В разрезе городов наибольшим спросом специалисты сферы маркетинга, рекламы и PR пользуются в Екатеринбурге (3 раза), Нижнем Новгороде (2,9 раза), Челябинске (2,7 раза) и Москве (2,6 раза).