1 января студия Yellow, Black and White и онлайн-кинотеатр Start в партнерстве с «Союзмультфильмом» выпустили ленту о приключениях ушастого героя, известного всему миру по книгам Эдуарда Успенского и советским мультфильмам. Согласно данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), на 3 февраля 2023 года сборы «Чебурашки» составили 5,8 млрд руб. Таким образом, фильм Дмитрия Дьяченко стал самым кассовым в истории российского проката, обойдя прежнего лидера — в 2009 году «Аватар» Джеймса Кэмерона собрал 3,51 млрд рублей. Главный редактор журнала «КиноРепортер» и киноэксперт Мария Лемешева поясняет, в чем причины кассового успеха «Чебурашки».
Время выхода в прокат
Для проката «Чебурашки» было выбрано лучшее время — его премьера состоялась 1 января 2023 года. Первый уик-энд года считается самым удачным временным отрезком для выхода фильма на экраны. Это практически гарантирует высокие сборы, потому что большинство российских зрителей традиционно ходят в кинотеатры в новогодние каникулы.
До «Чебурашки» только пять отечественных фильмов собрали в прокате более двух миллиардов рублей:
- «Холоп» — 3,06 млрд руб.
- «Движение вверх» — 2,96 млрд руб.
- «Т-34» — 2,27 млрд руб.
- «Последний богатырь: Посланник тьмы» — 2,19 млрд руб.
- «Последний богатырь: Корень зла» — 2,04 млрд руб.
При этом три из них — «Холоп» и оба «Богатыря» — выходили как раз во время новогодних праздников. Этот принцип сработал и в случае с «Чебурашкой»: в первые девять дней проката, которые пришлись на длинные новогодние выходные, кинокартина собрала больше половины своего итогового бокс-офиса — более 3 млрд руб.
Первым российским фильмом, стартовавшим в Новый год, был «Дневной дозор» (премьера 1 января 2006 года) Тимура Бекмамбетова. До него коммерческий потенциал этого временного слота никто не замечал. «Дневной дозор» стал самым кассовым фильмом 2006 года, собрав 919 млн руб. и обогнав все голливудские блокбастеры. В последующие годы за возможность показать свою картину на зимних праздниках между прокатчиками происходила настоящая борьба, а кассовые «догонялки» тех, кому повезло больше других, получили название «новогодняя битва».
В этом году впервые никакой «битвы» не было.
Отсутствие конкуренции
За минувший год с российского рынка ушли все мейджоры — крупнейшие голливудские студии Disney, Sony, Universal и Warner, на чьи картины в 2021 году приходилось 70% сборов в России. Это освободило потребительские ниши, которые прокатчики стали заполнять азиатским, европейским и даже американским кино независимых студий, а также повторным прокатом хитов прошлых лет и, конечно, российскими фильмами.
Очевидно, что эти меры не закрыли потребности и ожидания отечественных зрителей — многие просто перестали ходить в кинотеатры. Некоторым площадкам из-за низкого спроса на сеансы пришлось сократить часы работы в будни и даже закрыться.
Однако и в этой ситуации в новогодние каникулы спрос на кино был традиционно высоким. Главными хитами киноафиши этого периода обычно становятся картины для всей семьи. На этот раз в этой категории «Чебурашка» оказался практически единственным вариантом — большая часть фильмов, доступных в кинотеатрах в новогодние каникулы одновременно с лентой Дмитрия Дьяченко, не подходила для праздничного похода в кино всей семьей. В конце декабря — начале января на экранах шли фильмы:
- драма Дмитрия Киселева «Мира» об отважной дочери космонавта, пытающейся спасти Владивосток от катастрофы;
- драма Владимира Котта «Непослушник 2» о православном батюшке, который теряет память;
- комедия Григория Константинопольского «Клипмейкеры» о клипмейкерах 1990-х;
- мелодрама Антона Мегердичева «Бывшие. Happy end» — полнометражный финал популярного сериала о паре влюбленных с наркотической и алкогольной зависимостью;
- девятая часть новогодней франшизы «Елки», снятая Александрой Лупашко и Сергеем Наумовым.
Для семейного просмотра могли подойти пятая часть мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» Константина Феоктистова и «Чук и Гек. Большое приключение» Александра Котта. Да и возрастной рейтинг «Елок 9» 12+ оставлял такую возможность, но ни одной из этих трех картин не удалось войти в число лидеров проката.
Сценарий и маркетинг
Мнения о том, что ключевым фактором успеха «Чебурашки» стал сценарий, придерживается Эдуард Илоян — генеральный продюсер киностудии Yellow, Black and White, выпустившей «Чебурашку». Сценарий к мультфильму написали Виталий Шляппо («Последний богатырь», «Холоп», «Кухня»), Василий Куценко («Последний богатырь», «Кухня»), Вячеслав Зуб («Два холма», «Кухня»), Анатолий Молчанов («Два холма», «Кухня»).
Среди прочих причин, повлиявших на рекордно высокие сборы, — работа всей команды, в том числе людей, отвечавших за маркетинг и прокат. Так, трейлер «Чебурашки» стал транслироваться в кинотеатрах за три месяца до его выхода в прокат (притом что чаще всего он становится доступен лишь за 2−3 недели). Кроме того, задолго до премьеры зрительский интерес к фильму поддерживался при помощи материалов в прессе и сюжетов на телевидении. Пожалуй, главная особенность продвижения состояла в том, что создатели ленты давали для публикаций и трансляций предельный минимум кадров главного персонажа (его нарисовали на компьютере), что только подогревало интригу.
Впрочем, в дополнительной маркетинговой поддержке «Чебурашка» перестал нуждаться почти сразу после выхода в прокат, потому что в дело включилось сарафанное радио. Многие пошли на фильм, так как хотели самостоятельно увидеть и понять, в чем заключается феномен сверхпопулярности проекта. Ну и конечно, личные рекомендации друзей обычно работают лучше, чем отзывы самых именитых кинокритиков.
Председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева считает, что «Чебурашка» стал хитом, потому что «у современного российского зрителя есть большой запрос на знакомых, аутентичных героев». Об этом писали и эксперты. Они упоминали, в частности, о моде на ностальгию, которая среди прочего вынесла «Чебурашку» в лидеры кинопроката. Среди главных причин такой моды называлось недоверие к настоящему, в котором происходит много непредсказуемого. Прошлое в этом случае дает зрителям утешение и опору, а также позволяет на время забыть об актуальных проблемах.
Но нельзя не отметить, что, кроме самого ушастого героя, в ленте мало что напоминает о знакомом с детства мультфильме. И причина тут — вовсе не в желании создателей картины сделать что-то свое, а в проблемах с авторскими правами. Права на придуманный Эдуардом Успенским мир принадлежат японской компании SP International. Поэтому создателям «Чебурашки» пришлось придумать новую историю, в которой сохранен только заглавный персонаж.
Конфликт «Чебурашки» строится вокруг взаимоотношений садовника Геннадия Петровича, который заменяет в фильме крокодила Гену, и его взрослой дочери. А миллионерша по имени Римма, заменяющая в сюжете старуху Шапокляк, пытается отнять у дочери Геннадия ее кондитерский бизнес. Чебурашка при этом оказывается тем, кто примиряет всех персонажей между собой.
Визуальные и текстовые цитаты
Визуально фильм решен при помощи отсылок к голливудской продукции, что делает процесс просмотра более интересным для искушенной аудитории. Например, прием, когда актеры взаимодействуют с нарисованными на компьютере персонажами, хорошо знаком по фильмам вроде «Элвин и бурундуки», «Кролик Питер» и «Приключения Паддингтона». Дом Геннадия Петровича напоминает интерьер обиталища главного героя анимационного хита «Вверх». Несложно увидеть и отсылки к «Амели», «Шоколаду», «Чарли и шоколадной фабрике», «101 далматинцу», «Круэлле» и даже к «Бегущему по лезвию».
Что же до фраз героев, то самой яркой «пасхалкой» стала финальная сцена с поездкой Геннадия и Чебурашки на мотоцикле, отсылающая к очень старому детскому анекдоту.
Главный герой и кастинг
Еще один важный фактор, сыгравший на популярность фильма, — культовый статус главного персонажа. Все, что с ним связано, образовало своего рода культурный код, легко узнаваемый каждым, кто хотя бы раз посмотрел легендарное детище «Союзмультфильма». И это обеспечило долгий и стабильный интерес к «Чебурашке», который не угасал по мере взросления зрителей и читателей.
Благодаря отличному кастингу знакомая с детства история получила достойное продолжение. Главные роли в новом «Чебурашке» исполнили Сергей Гармаш, Елена Яковлева и Федор Добронравов — актеры с отличной школой, театральным опытом и богатой фильмографией, чье появление на экране гарантирует зрительское внимание. Да и их более молодые коллеги — Полина Максимова, Сергей Лавыгин, Дмитрий Лысенков и Софья Зайка — звезды популярных сериалов, и их узнаваемость тоже сработала проекту в плюс.
Станет ли «Чебурашка» спасителем российского проката?
К сожалению, о том, что отечественный прокат может вернуться к своему прежнему состоянию, пока говорить не приходится. Да, «Чебурашка» помог кинотеатрам частично закрыть свои долги, которые на 15 октября 2022 года составляли 4,6 млрд рублей. Но чтобы кинотеатры смогли зарабатывать только на российском прокате, нужно, чтобы каждый год выходило как минимум десять кассовых хитов вроде фильма Дмитрия Дьяченко. Даже «Чебурашка» с его рекордными сборами не может спасти положение в одиночку. По расчетам прокатчиков, в 2023 году российские фильмы соберут на 10−15% меньше, чем в 2022-м.