Сети кофеен «Правда кофе» и Cofix планируют открывать кофейни в формате фудтраков. Агрессивная конкуренция в сегменте кофе навынос и одни из самых высоких ставок аренды на рынке вынуждают операторов осваивать новые форматы, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на представителей сетей.
«Правда кофе» к летнему сезону 2020 года, в том числе с помощью франчайзи, рассчитывает закупить около 17 фургонов, которые будут работать в городских парках и на территории бизнес-центров. Фургоны по франшизе будут стоить от 2,5 млн руб. Среди причин, по которым компания решила открывать фудтраки, называют проблему с локациями для новых заведений: большинство доступных площадок с высоким трафиком уже заняты, а за хорошие объекты идет ожесточенная борьба.
Cofix пока планирует провести эксперимент с пятью мобильными кофейнями, после чего также рассчитывает развивать направление по франшизе.
В Knight Frank отмечают, что в этом сегменте действительно сложилась одна из самых высоких ставок на рынке. По данным компании, аренда 1 кв. м. в ключевых торговых и бизнес-центрах для кофеен начинается от 150 тыс. руб. в год. Кроме того, фудтрак помогает существенно сократить издержки, которые могут понести операторы кофеен в случае необходимости переезда при перемене внешних условий, например, изменении количественного или качественного состава трафика.
Гендиректор сети кофеен «Даблби» Сергей Дашков уверяет, что в Москве все еще достаточно стационарных площадок и не факт, что в местах с высоким трафиком будут рады фудтраку. Но он не исключает, что эта бизнес-модель теоретически может быть успешной для выездной торговли и открытия в каких-то специальных местах с прерывистым трафиком.
Фудтраки с едой и напитками сегодня попадают под действие закона «О нестационарной торговле», предполагающего торговлю только в специально обозначенных местах. Согласно законодательству, владелец фудтрака должен арендовать конкретный участок и работать только на нем. Законопроект, в котором вводилось понятие торгового объекта на колесах, сейчас находится на рассмотрении Госдумы.
Популярность кофе в России продолжает расти. Спрос на кофейни растет и в строящихся транспортно-пересадочных узлах, густонаселенных спальных районах и рядом с вокзалами. К 2022 году, по прогнозам Euromonitor International, объем потребления свежесваренного кофе вырастет с 50,4 тыс. до 55,5 тыс. тонн. В перспективе пяти лет в Knight Frank ожидают прирост количества кофеен в столице минимум в три раза.