Технология законодательного давления при переделе бизнеса, не раз опробованная ранее на российском медиарынке, похоже, вновь даст свои плоды. Британские акционеры главного медиаизмерителя на российском рынке - компании TNS Russia - похоже, готовы продать компанию. СМИ уверены, что самый вероятный покупатель - государственный ВЦИОМ.
Причина такого решения очевидна: новый законопроект депутата Лугового прошёл Госдуму как нож сквозь масло. Теперь холдинг WPP должен как можно скорее продать актив: его цена будет снижаться по мере приближения срока вступления в силу депутатской законодательной инициативы. "Час Икс", когда иностранной компании нельзя будет дальше работать над телеизмерениями, назначен на 1 сентября 2017 года.
О законопроекте
Напомним, что 6 июня 2016 года депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой инициировал законопроект, запрещающий компаниям с иностранными владельцами заниматься телевизионными измерениями в России. Он предложил ввести государственную аккредитацию для организаций, проводящих исследования объема зрительской аудитории телеканалов.
Депутатам потребовалось чуть больше недели, чтобы принять законопроект в первом чтении: 15 июня поправки были приняты Госдумой в первом чтении. На следующий день, 16 июня состоялось расширенное заседание комитета по информполитике, посвященное данному законопроекту, в котором приняли участие более тридцати представителей заинтересованных сторон: телевещателей, чиновников, депутатов, топов рекламных агентств и руководителей отраслевых организаций.
Атака на TNS Russia: хроника, факты, слухи. Как развивается самый опасный для российской рекламной отрасли конфликт.
22 июня депутаты во втором и третьем чтении Госдумы практически единогласно приняли законопроект в новой редакции, в которой были изменены некоторые положения. Теперь речь идет не о госаккредитации исследовательских компаний, о которых изначально говорил Луговой, а об наделении Роскомнадзора статусом "уполномоченной организации" на проведение соответствующих исследований.
Согласно закону, прозванному в СМИ "законом против TNS", наделять полномочиями в области телеизмерений, а также контролировать деятельность этих компаний (число которых законопроект не определяет) будет Роскомнадзор. При этом, срок полномочий исследовательской компании увеличили с одного года до трех лет.
По аналогии с законом об ограничении владения иностранцами российских СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале компании-медиаизмерителя. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут. Против этой инициативы, как противоречащей действующему федеральному закону о конкуренции, открыто выступил ФАС.
За законопроект выступают крупнейшие телевизионные холдинги, а также представители Госдумы. Против - представители рекламной индустрии, включая крупнейшие отраслевые организации - АКАР и Русбренд. Эксперты в области рекламного рынка предрекают острую реакцию рекламодателей на подобные нововведения, а также говорят о недостаточности поставленных сроков, с чем соглашались даже телеканалы.
О TNS
На данный момент крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является компания TNS Russia - она представляет группу Kantar, принадлежащую британскому коммуникационному холдингу WPP. Именно против ее многолетнего господства на российском рынке медиаизмерений и направлен законопроект - компания, которая занимается измерением всех основных медийных каналов коммуникации, на 100% принадлежит иностранцам.
В новых условиях компанию придется продать, на что и рассчитывали сторонники законопроекта: TNS на данный момент обладает самой широкой медиаизмерительной сетью, а также банком данных за 20 лет, без которого индустрия вынуждена будет начинать свое развитие фактически с нуля. Развитие же новой сети потребует огромных средств - по оценкам наших экспертов, это порядка 30 млн. долларов только на начальном этапе.
TNS пытались взять под контроль и раньше: мы писали, что, по информации некоторых источников, в 2014 году приезжавший тогда в Москву глава WPP Мартин Соррелл обсуждал продажу TNS либо с самим Юрием Ковальчуком, либо с его представителями. Тогда была достигнута договорённость о продаже пакета в TNS, однако затем сделку застопорили санкции в отношении банка "Россия" и его главного акционера.
Теперь WPP сделали предложение, от которого "нельзя отказаться". Подавляющая часть дохода TNS приходится на телеизмерения, без них стоимость актива будет снижаться. Консультации о продаже компании с WPP уже идут, говорят источники на рынке. Глава TNS Russia Руслан Тагиев на встрече с клиентами попытался успокоить партнеров - пользователей услуг компании, пообещав выполнять все обязательства в срок и в полном объеме.
Тагиев не уточнил, с кем именно идут консультации, однако СМИ (в частности, газета "Ведомости") предположили, что покупателем может выступить российское государство в лице ВЦИОМ. Действительно, этот исследовательский центр совсем недавно зарегистрировал в качестве отдельного юрлица компанию для медиаизмерений "ВЦИОМ-Медиа", которая до этого 10 лет была структурным подразделением.
UPD
Вот как ситуацию прокомментировали в центральном офисе WPP: "Мы очень разочарованы принятием нового закона Думой, но мы уважаем решение российского парламента и будем решать, что сможем сделать, чтобы подчиниться закону в установленный период времени. Наше стратегическое видение заключается в том, что медиа измерения должны быть прерогативой независимых третьих лиц. Вы не можете быть судьей и игроком одновременно".
Представители TNS Russia не комментируют ситуацию. Представители ВЦИОМ не в курсе планов по покупке-продаже TNS.