Творческое объединение, работы участников которого не раз отмечались жюри рекламных фестивалей (Epica Awards, D&AD, Ad Stars, Red Apple и др.), в самый разгар кризиса трансформировалось в креативное агентство СОЛЬ и буквально сразу приступило к обслуживанию довольно крупных клиентов. Sostav.ru побывал в гостях в офисе на Цветном бульваре и проследил тернистый путь нового агентства – из Томска в Москву.
История независимого креативного агентства СОЛЬ началась в 2009-м году, когда копирайтер Дмитрий Чигирин, руководитель проектов Сергей Ковалев, специалист по предметной фотосъемке Майя Моренко и дизайнер Дмитрий Краснов, познакомившиеся в томском агентстве Michel Mour, стали работать в качестве фриланс-объединения, собираясь в команду от проекта к проекту.
В 2011 году все члены команды перебираются в Москву и работают в крупных независимых и сетевых агентствах (Leo Burnett, Twiga, Jung von Matt Hamburg, Родная Речь, Saatchi & Saatchi и др.), одновременно успевая запускать свои собственные промопроекты («Невидимый копирайтер», «Best Recommendation Ever», «Вкусный стиль» и др.), которые в разное время обращают на себя внимание и удостаиваются престижных международных наград.
Дмитрий Краснов, Сергей Ковалев, Анна Минеева и Дмитрий Чигирин
От фриланса к офису
История независимого агентства СОЛЬ начинается 5 мая 2014-го года, когда возникла необходимость зарегистрировать юрлицо для работы над большим проектом. Статуса фриланс-объединения было уже недостаточно.
"Всё случилось довольно спонтанно, когда мы собрались и выиграли большой тендер, обойдя в нем с десяток крупных участников, - рассказывает Дмитрий Чигирин, креативный директор агентства СОЛЬ. - Потом выиграли еще один. Тогда же мы ушли из своих агентств, отказались от довольно интересных предложений о трудоустройстве, которые поступали из разных стран еще по следам былых проектов, и решили рискнуть. Мы стали участвовать в других тендерах. Когда мы поднаторели, то взяли порядка 10 проектов подряд. Портфолио быстро обновлялось, на новые работы начали приходить новые клиенты, телефон постоянно звонил. Мы поверили в себя ещё больше. Мы делали свою работу так круто, как никогда. Мы понимали, если кто-то будет круче нас, мы проиграем. А мы не хотели проигрывать".
"В определенный момент нужно было принимать решение: или мы всё так же фрилансим, собираясь раз в три месяца, или погружаемся в работу серьезно. - дополняет Дмитрий Краснов, арт-директор агентства СОЛЬ. - Мы выбрали второй вариант. Но, уверен, если бы не этот заказ, был бы другой – работы становилось очень много. Сразу после мы выиграли тендер Subway, но потом у них изменилась политика, и глобальный бренд-менеджмент спустил директиву заключать контракты только с агентствами, которые уже обслуживают бренд в мире. Тем не менее, мы почувствовали в себе силы и решили воспользоваться шансом – все условия и боевой дух для открытия агентства у нас были".
Основателями и партнерами агентства стали четыре человека: Дмитрий Краснов, занявший должность арт-директора компании, Сергей Ковалев, возглавивший проект и ставший его генеральным директором, Майя Маенко, продакшн-директор и Дмитрий Чигирин, креативный директор.
Офис агентства СОЛЬ
Дмитрий Чигирин, креативный директор, партнер. Закончил Томский политехнический университет, выпускник Wordshop. Верит, что реклама может не только изменить поведение людей, но и чью-то жизнь к лучшему. Sostav.ru включил Дмитрия в список TOP5 креаторов нашей страны по итогам 2012 года.
Сергей Ковалев, генеральный директор, партнер. Закончил Томский политехнический университет по специальности «Маркетинг». До прихода в агентство работал на стороне клиента, поэтому хорошо знает внутреннюю кухню маркетинг-отдела и понимает, почему возникают те или иные вопросы.
Дмитрий Краснов, арт-директор, партнер. 10 лет в дизайне и рекламе. Закончил Томский государственный архитектурно-строительный университет. Начинал рядовым сотрудником типографии, поэтому до мелочей знает все процессы: от дизайн-концепта в голове до конечной реализации на типографском станке.
Майя Моренко, продакшн-директор, партнер. Кандидат биологических наук, Майя знает обо всех тонкостях растительного мира. Научная степень и многолетний опыт предметной фотографии помогают ей делать красивые снимки еды и продуктов питания.
Ставка на креатив и контакт с клиентом
Главным направлением в работе агентства СОЛЬ стала разработка креативных стратегий рекламных кампаний. Креативное сопровождение, как уточнил Sostav.ru его креативный директор Дмитрий Чигирин, на данный момент занимает около 70% заказов агентства, 20% – брендинг и 10% – предметная фотосъемка продуктов питания. Среди клиентов – «ЕВРАЗ», одна из крупнейших металлургических и горнодобывающих компаний мира, «Росбанк», ГК «Царицыно», несколько строительных брендов, брендов ресторанов и кондитерских фабрик, розничных сетей.
Клиентов можно разделить на две условные категории: стартапы и крупные клиенты федерального уровня или уровня известного московского бренда. «Нам это нравится. Есть возможность решать совершенно разные задачи: задачи разного масштаба и разной направленности», – рассказал Сергей Ковалев, генеральный директор агентства СОЛЬ.
В СОЛЬ отмечают, что главное для агентства – это найти контакт с клиентом. «Под контактом мы имеем в виду некий диалог, драйв от предстоящего сотрудничества. - рассказывает Дмитрий Чигирин, креативный директор агентства. - Мы стараемся брать исключительно проекты, которые нам по душе, и предлагать клиентам решения, в которые верим. Конечно, если мы взялись за проект, и в ходе его реализации клиент принципиально настоял на том, что с нашей точки зрения неприемлемо, мы постараемся его переубедить. Если наших аргументов окажется недостаточно, мы все равно доведем проект до конца, так как понимаем, что у проекта есть сроки и от их соблюдения зависят другие этапы работы. Но велика вероятность, что второй раз при обращении мы откажемся от сотрудничества. У нас уже были такие случаи».
Сергей Ковалев, генеральный директор агентства СОЛЬ, об особенностях открытия в кризис
Можно было бы, конечно, опустить руки. Но мы решили продолжать работать, ведь кризис – это еще и новые возможности, и перераспределение рынка. К независимым агентствам, к примеру, приходят клиенты из сетевых. Крупные агентства и медленнее, и консервативнее, часто боятся предложить более смелые решения, которые как раз сейчас очень нужны рынку.
Многие, кстати, думают, что в кризис у небольших агентств цены должны быть ниже. Но у нас ценник был средним по рынку с момента основания. Мы делаем ставку не на цену. Наверное, правильно делаем: у нас сейчас бурный рост и поток заказов, который ежедневно увеличивается. Пока мы, конечно, успеваем, но уже предвосхищаем следующий этап и ищем новых людей в команду.
Дмитрий Чигирин, креативный директор агентства СОЛЬ, о месте креативного бутика на рынке
В чём мы видим секрет успеха? Мне кажется, он кроется во внимании к каждой детали. Миллиметр вправо, миллиметр влево – важно всё. Так, работу с клиентом мы всегда начинаем с личного брифинга: задаем очень много вопросов – настолько много, что люди даже не хотят отвечать на них, потому что иногда мы задаем очень глупые вопросы. Но потом сами клиенты говорят нам спасибо: другие не задавали таких вопросов, а в итоге дали неправильные ответы. Всё просто на самом деле.
Что касается рейтинга креативности, мы бы хотели принять в нем участие, но в этом году поезд, наверное, уже ушел, и у нас реально очень много работы. Немного не до этого. И все проекты очень долгосрочные, они еще идут. В то же время, принимать участие в фестивалях ради рейтинга АКАР, набирать по 2 тысячи баллов – у нас нет такой цели. Участие в фестивалях для нас в первую очередь – вопрос самомотивации, а не гонки.
Майя Моренко, продакшн-директор агентства СОЛЬ, о заряженности на результат
Мы не можем обещать, что вот так сейчас начнем выдавать креатив каннского уровня: нам еще многое предстоит узнать. Но как бы то ни было, мы заряжены на что-то сногсшибательное, и оно обязательно случится. Так что приходите в гости: мы всегда рады старым и новым знакомым.
Как рассказали в агентстве, его название было придумано еще 6 лет назад.
«Хотелось, чтобы название нам помогало в общении с клиентами, чтобы мы говорили с ними на одном языке. Кажется, получилось, потому что клиенты, объясняя нам свои задачи, очень часто так и говорят: «Понимаете, в чём соль…». Нам это всегда радостно слышать, потому что мы понимаем, что контакт установлен, и мы с клиентом на одной волне. Сегодня, когда мы работаем с иностранцами (о чем мы, когда начинали, признаться, и не думали), используем латинский вариант SOLL. Но все же наша аудитория на данный момент в основном – это Россия», – говорит Дмитрий Чигирин, креативный директор агентства СОЛЬ.
«Можно сказать, что свою роль как агентства мы видим в том, чтобы помогать брендам понять, в чем их соль. Эту мысль кстати мы закладывали и в собственную визуальную идентичность. – продолжает Дмитрий Краснов, арт-директор агентства СОЛЬ, – Мы всегда стоим на том, что суть всегда внутри, в какой бы форме она не таилась. Используя множество форм в построении динамичного логотипа, мы так и говорим: форм бессчетное множество, мы ни на одной из них не останавливаемся, они для нас не сама цель».
В настоящий момент у команды агентства большие планы на будущее и уже сегодня ребята подумывают о расширении штата.