Hyperloop — один из самых амбициозных проектов последнего времени — раздирают внутренние противоречия. В руководстве компании произошёл скандал, который может обернуться катастрофой для всего проекта, который называют главной технологической надеждой современности.
Испытания сверхзвукового поезда Hyperloop — одного из самых амбициозных проектов Илона Маска — были запущены в мае этого года. Сейчас идею Маска воплощают две компании со схожими названиями: Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop One. По задумке автора проекта, поезд будет перемещаться в специальных трубах с пониженным давлением со скоростью до 1200 км в час. Трассы для Hyperloop предполагается строить не только над землей, но и под водой.
Технически Hyperloop представляет собой современное развитие идеи пневматической почты: это системы труб, из которых откачан воздух, и по которым перемещаются специальные капсулы с людьми и полезным грузом. Утверждается, что скорости перемещения капсул таковы, что всего за шесть часов можно совершить кругосветное путешествие.
Проектом заинтересовались многие инвесторы, в том числе и в России. В РЖД уже создана рабочая группа с компанией Hyperloop One для обсуждения сотрудничества. Инициатива по созданию рабочей группы исходила от Hyperloop, предложившей РЖД технологию, и теперь российской госмонополии предстоит высказать свои соображения по безопасности. Ожидается, что РЖД примет решение о проекте до конца года. Сейчас рабочая группа ждет подробностей о прошедших испытаниях.
Пока РЖД раздумывает, группа «Сумма» Зиявудина Магомедова уже вступила в проект Hyperloop One в качестве инвестора. Эта компания является одним из лидеров российского рынка логистики, строительства и инжениринга. Именно вокруг участия российского инвестора в США и разгорелся грандиозный скандал, из-за которого компанию покинул Броган Бамброган, один из её основателей.
Как сообщают американские СМИ, Бамброган подал иск к руководителям Hyperloop, утверждая, что ему угрожали после встречи с российскими инвесторами. В иске говорится, что инцидент произошел после того, как председатель совета директоров компании Шервин Пишевар встретился с инвесторами, которых Бамброган заранее предупредил о нарушениях, допущенных руководством Hyperloop.
После встречи Шервина Пишевара с россиянами его брат Афшин Пишевар, который в компании возглавляет юридическую службу, положил на кресло Бамброгана в офисе веревку в форме петли. Это утверждается в иске, который выдвинули Бамброган, а также другие экс-топы компании — Кнут Сауэр, Дэвид Пендергаст и Уильям Малхолланд.
В иске также уточняется, что Пишевар заключал выгодные сделки со своими родственниками и знакомыми. При этом инвестор увеличил зарплату одной из сотрудниц компании, с которой у него был роман, а затем уволил женщину без выходного пособия. В Hyperloop One отвергли эти обвинения, сообщив, что сотрудники фирмы планировали совершить переворот.
Впрочем, это только подстегнуло Бамброгана, который тут же сообщил ещё и о том, что руководство компании растрачивает фонды и нарушает обязательства перед инвесторами, стремясь как можно скорее «набить свои карманы». Главными «аферистами» он назвал упомянутого Пишевара, а также двух других сооснователей компании Джо Лонсдейла и Роберта Ллойда.
Шервин Пишевар, согласно утверждению в иске, заявил о возможности физического насилия со стороны российских инвесторов на фоне конфликта в менеджменте компании. Такое заявление он якобы сделал перед сотрудниками Hyperloop One. По словам Бамброгана, он предупредил российских инвесторов о возможных злоупотреблениях со стороны ответчиков, а инвесторы из России передали ему, что Пишевар «разволновался» из-за того, что эти вопросы были затронуты.
«После этого Пишевар обратился в совет директоров и непосредственно к коллективу, заявив, что разговоры Бамброгана с российскими инвесторами угрожают его безопасности. Он предположил, что инвесторы, которых он сам привел в компанию, относятся к типу людей, способных на физическое насилие», — пишут истцы.
Зиявудин Магомедов. Фото "Риа Новости"
В иске к Hyperloop отмечается множество нелицеприятных фактов. Так, по утверждению Бамброгана и других истцов, компания вынуждена была выплатить подруге и потенциальной невесте Пишевара около $400 тыс. за работу с января 2015 года по март 2016 года за пиар-услуги. В иске уточняется, что данные выплаты существенно превышают рыночный уровень, деятельность подруги принесла «очень мало пользы».
После того, как у Пишевара начались отношения с PR-специалистом, компания увеличила выплаты ей с $15 тыс. до $40 тыс. в месяц. Контракт с подругой был расторгнут только после завершения ее отношений с Пишеваром, что подтверждается документами. И это не единственный подобный факт злоупотреблений со стороны руководства компании, отмечают истцы.
Орин Снайдер, юрист компании Hypeloop, назвал иск «жалким и бредовым», заявил, что это «попытка неудачного переворота», и пообещал «быстрый и мощный юридический ответ». Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, выступающая инвестором проекта Hyperloop One, назвала спор между его основателями внутренним делом компании, передает RNS.
Эксперты сходятся во мнении, что скандал, который сейчас обсуждает весь мир (и, в первую очередь, деловой мир) крайне негативно скажется на стартапе, действительно способном перевернуть представление людей о передвижении в пространстве.