Совет судей рассматривает концепцию информационной политики судебной системы на 2020−2030 годы, которая должна оградить судей от чрезмерного давления и тенденциозных публикаций со стороны СМИ, сообщают «Ведомости».
Речь идет, в том числе, о разработке акта о специальных правилах освещения в СМИ деятельности судов. Он должен защитить судебную власть от дискредитации в прессе, а также помочь пресечь злоупотребления со стороны представителей отдельных СМИ. Также предусмотрена ответственность за лоббирование интересов отдельных лиц и размещение негативных материалов на коммерческой основе.
Предыдущая концепция вышла в 2001 году, в ней говорилось о том, что в ряде случаев судебная система находится в информационной блокаде. Из-за нее судьям сложно публично отстаивать свои интересы. Основная ставка была сделана на организацию системы информационного обеспечения деятельности судебной власти.
В этот раз главными целями информполитики стали совершенствование системы доступа к информации о судах, объективное освещение работы судей в СМИ, повышение уровня доверия к судебной системе и формирование благоприятного имиджа судебных органов. Для достижения этих целей будут использоваться новые информационные платформы, популяризация судебной деятельности.
В документе говорится о том, что в последнее время очень заметна стала проблема скандализации правосудия. Это попытка манипулировать общественным мнением, умаление авторитета судебное власти и подрыв общественного доверия.
Как показал недавний опрос судей, лишь 28% из них постоянно читают публикации о деятельности судов. При этом две трети из них делают их эпизодически. Лишь 19% могут сказать, что удовлетворены качеством публикаций, 22% уверены в некомпетентности СМИ, 27% уверены в их ангажированности и еще 20% говорят об искажении информации. По мнению 62% судей, гласность не способствует эффективному отправлению правосудия.
Как полагает член Совета по правам человека Леонид Никитинский, уровень доверия к суду подрывает не неправильный пиар, а их собственные решения. Например, довольно плохую роль сыграло «московское дело».
Недавно телеканал «Дождь», креативное агентство «Чересчур», видеостудия CVET и независимый креативный продюсер Илья Техликиди с 7 ноября запустили социальный проект «Правила убедительной игры». Он направлен на защиту граждан, необоснованно задержанных во время мирных протестов в столице.