Спрос на франшизы ресторанов в 2021 году упал на 39% по сравнению с тем же периодом 2019 года. К падению привела неопределенность относительно будущих ограничений в связи с пандемией. Кроме того, сами рестораторы стали опасаться продавать франшизы неопытным инвесторам, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отчёт аналитиков Franshiza.ru.
По итогам сентября 2021 года такими проектами интересовались только 6% потенциальных франчайзи, против 10−11% в 2019 году, а в пиковые периоды в 2015−2016 годах — до 20%.
Несмотря на то, что оборот заведений в целом уже вернулся к докризисным значениям, многие из них закрылись, а на их месте появились новые, но уже без франшизы. Франшиза имеет много требований к концепции, дизайну и площади, размеру инвестиций от 25 млн руб. и выше, а доля инвесторов, готовых к таким вложениям, продолжает снижаться, отмечает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская.
По её словам, чтобы удержать спрос на франшизы, некоторые игроки начали давать дисконт на паушальный взнос. Например, IL Patio предлагает скидку 50% на этот платеж при открытии. Эксперты ожидают, что в будущем интерес к развитию по франшизе снизится у самих ресторанных сетей, которые предпочтут открывать собственные заведения, учитывая новые налоговые послабления, освобождающие участников рынка с оборотом до 2 млрд руб. от уплаты НДС.
В Ginza Project Moscow, холдинге «Тигрус» и сети «Перчини», напротив, сообщили о росте интереса к своим франшизам. При этом наибольшую заинтересованность проявляют инвесторы, уже безуспешно пытавшиеся открыть заведение без франшизы. А управляющий партнер Ginza Project Moscow Максим Ползиков считает, что интерес вызвало развитие внутреннего туризма.
По подсчетам Franshiza.ru, число франчайзи профильных иностранных сетей в прошлом году также сократилось на 24%. Поиск новых партнеров в России для международных брендов сейчас затруднен: представители бизнеса как минимум не могут самостоятельно приехать в страну, чтобы посмотреть предложенные локации.