Закрытие руководством столичного метрополитена станции «Мякинино» — первой в Москве станции метро, построенной структурами миллиардера Араза Агаларова и частично на его средства — в очередной раз подняло в среде предпринимателей вопрос о целесообразности ведения совместного с государством бизнеса.
Надземная станция московского метрополитена «Мякинино» открылась в конце 2009 года. Для подземки это был уникальный пример частно-государственного партнерства: проектирование и строительство финансировались за счет бюджета Москвы, Московской области и компании Crocus Group. Кроме того, «Мякинино» стало первой станцией метро в Подмосковье, облегчив жизнь 100 тысячам жителей района Павшинская пойма.
Интерес бизнесмена Араса Агаларова был понятен — рядом со станцией расположены ключевые объекты группы: многофункциональный комплекс «Крокус Сити», международный выставочный центр «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл», торгово-развлекательный комплекс Vegas и ТК «Твой дом». Например, зрители, которые прибывали в концертный зал на метро, попадали в фойе, не выходя на улицу.
Щедрые инвестиции позволили Crocus Group включить «Мякинино» в свое бизнес-портфолио.
"Мякинино" перед открытием в 2009 г. Фото РИА Новости
Более 6 лет станция «Мякинино» исправно работала. Однако вчера метрополитен сообщил, что эта станция Арбатско-Покровской линии будет закрыта для входа и выхода пассажиров «из-за несоответствия необходимому уровню транспортной безопасности». С 22 августа поезда будут проезжать станцию без остановки, поэтому пассажирам предлагается пользоваться другими станциями и наземным транспортом.
Причиной разногласий стали неурегулированные имущественно-земельные отношения, сообщила пресс-служба подземки. Данный вопрос должен был решиться еще в 2009 году, но так и остался открытым. Подвешенное состояние не позволяет выполнять закон о транспортной безопасности, теперь метрополитен ожидает, что собственник устранит все замечания.
В официальном сообщении собственником станции названа Crocus Group. Как утверждают представители ГУП, компания Агаларова не оформила важные документы и теперь «прикрывает свою халатность» громкими заявлениями. Согласно договоренности, Crocus Group должна была оформить имущественные права и паспорт антитеррористической защиты.
Президент и владелец Crocus Group Араз Агаларов. Фото crocusgroup.ru
Как утверждают СМИ и представители девелоперской группы, в реальности «Мякинино» до сих пор не имеет собственника. Станции нет на балансе метрополитена, и она не принадлежит Crocus Group. «Ни частично, никак», — заявил информационному агентству ТАСС Араз Агаларов.
Уже семь лет партнеры не могут определиться, кто будет оплачивать содержание станции, рассказали источники Forbes. Метрополитен ждет, что Crocus возьмет на себя часть эксплуатационных затрат по всему комплексу, а Агаларов готов поддерживать в нормальном состоянии только свою собственность: верхнюю часть вестибюля — все что над эскалатором. Такая договоренность существовала в начале строительства.
Ранее Агаларов оценивал объем инвестиций в 30 млн долларов и выражал готовность передать здание станции столичным властям. «Я бы с радостью так отдал. Мы построили станцию, а теперь нам еще приходится тратиться на ремонт», — говорил он «Ведомостям».
Крокус-Сити - настоящий город-спутник Москвы. Фото Фото crocusgroup.ru
По мнению экспертов, партнеров подвела нечеткость формулировок. Если бы они правильно структурировали контракт и до конца прописали условия соглашения, то споров бы не возникло. В данном случае понятие частно-государственного партнерства используется в маркетинговом смысле, считает председатель совета директоров Infra One Альберт Еганян.
«Можно предположить, что инвестор, не получив отдачи, содержать станцию не хочет, а город настаивает», — отмечает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Николай Захаров.
Очевидные последствия конфликта — сокращение трафика у объектов Crocus Group, снижение транспортной доступности Павшинской поймы и потери застройщиков.
Близость метро заметно повысила стоимость недвижимости в этом районе, и закрытие станции заставит инвесторов пересмотреть свои планы. Например, компания «Мортон» собиралась тестировать легкое метро от «Мякинино» до своего поселка «Мортонград — Ильинское — Усово».
Подмосковный губернатор Андрей Воробьев уже призвал метрополитен и Crocus Group найти решение, которое позволит сохранить станцию.