«Изначально, мы подошли к проекту как к гипотезе — возможно ли вывести объект в космос, который, отражая солнечный свет, сможет создавать в звездном небе изображения» — об этом сообщил СМИ Владилен Ситников 1 апреля 2018 года.
Прошло 9 месяцев, и сейчас это уже масштабная история, которая развернулась в рекламном и научно-технологическом пространстве уже не как «первоапрельская шутка».
Цель создания проекта StartRocket — это, прежде всего, развитие индустрии развлечений в космосе, а уже потом — выведение на орбиту брендов — их логотипов, рекламы.
С чего всё начиналось?
Мысли о брендах на орбите привели Влада Ситникова и его партнера по проекту Алексея Скорупского в «Сколтех». Его сотрудники по-настоящему увлеклись задачей.
С командой «Сколтеха» был заключен контракт, который состоял из нескольких этапов совместной работы:
- 1 этап — научно обоснованное техническое решение;
- 2 этап — стратосферные тесты;
- 3 этап — основательная работа над инженерией и тест на орбите;
- 4 этап — разворачивание производственной базы и вывод группировки на орбиту.
В процессе также появилась задача актуальности с точки зрения медиа: CPM должен совпадать с ценой телевизионного размещения, прежде всего в США.
Команда проекта предположила, что в космическое пространство можно вывести парашютную ткань с газом внутри, управляемую маленькими ракетными двигателями.
The Orbital Display
Первый факт-чек на реализуемость был пройден: вес позволяет вывести планируемый объект на заданную орбиту (хотя конструкция, признается Влад Ситников, выглядела чертовски массивно — 9 км2).
Влад Ситников:
Нужно было проверить уже с точки зрения реальной возможности решить эту задачу: мы с вами видим, как по небосклону перемещается изображение, мы его считываем, это возможно. Объявили конкурс стоимостью в 20 тыс. евро — получили решения.
Предложения для реализации (с комментариями Влада Ситникова):
- Отражающий надувной билборд — отказались из-за жуткой дороговизны проекта (около $1 млрд) и огромного риска столкновения с космическим мусором.
- Космическая станция — купить у китайского космического агентства копию станции «Союз» и запускать экспедиции для ручного сбора новых сообщений. Дорого. Негуманно (представили одинокого тайконавта, чья ежедневная работа будет крутить шуроповертом). Трудно выводимо на орбиту — нужно несколько запусков. Оставили как вариант на будущее.
- Принтер — запустить спутник с возможностью печатать на орбите отражающиеся линии с каждым витком вокруг планеты. Отклонили из-за того, что находимся там, где есть атмосфера, которая уничтожит весьма быстро все, что было напечатано.
- LED панель — предложил Андрей Губайдулин. Запустить огромную вращающуюся LED панель. Интересно, но предыдущие технологии использовали отражение солнечного света. Нужно топливо для старта вращения. Столкновение с космическим мусором устроит огромный фейерверк в космосе, красиво, но, к сожалению, очень дорого. Решили отказаться.
- Лазер — повесить на орбиту лазер, который мог бы проецировать на облака/высоту птичьего полета образы. Отвергли из-за сложностей с авиаиндустрией — никто не разрешит использовать лазер в небе над самолетами.
Влад Ситников:
Самой оптимальной оказалась концепция «Сколтеха». Мы подписали договор, коллеги под руководством Николая Муллина (инженерная часть) и Андрея Потапова (экономическая модель) провели работу, получив решение, которое определили как максимально подходящее: управляемая орда кубсатов, где каждый спутник — пиксель.
Так умер проект «космический билборд» и появился The Orbital Display.
Размер одного пикселя, рефлектора не превышает 10 м2, расстояние между пикселями больше 100 метров. В начале 90-х отечественная космическая мысль произвела эксперимент «Знамя-2», где использовалась похожая технология.
Так появилась теория о том, что можно вывести на орбиту по понятной и доступной технологии изготовленную серию микроспутников-пикселей и с помощью ЦУП управлять изображениями.
Таким образом, будет создан не один объект, который живет свой срок за неподъемные деньги, а дисплей — где можно контролировать сообщения, частоту, территорию переотражения солнечного света и многое другое.
Проблема с билбордом, по словам команды проекта, еще была в том, он неминуемо был бы уничтожен космическим мусором и микрометеоритами — его размер был огромен.
Планы на ближайшее будущее
Уже сейчас команда проекта начинает процесс по регистрации патентов. Запатентовать авторы намерены название The Orbital Display и некоторые элементы технологии.
Весной со «Сколтехом» планируется запуск двух шаров в стратосферу (40 км над землей), чтобы протестировать идею пикселей.
Также команду ждет «увлекательное путешествие» по инвесторам и будущим рекламодателям. Необходимо узнать, как они относятся к технологии, как получить деньги (узнать их условия), возможно, подписать договоры о планах на проект.
Следующий этап предполагает $12 млн инвестиций. Если необходимая сумма будет найдена, группировка будет выведена на орбиту, может быть, уже через два года (на это потребуется еще $208 млн).
Влад Ситников:
Мы вскрыли много интересного нашим проектом. Самая большая дискуссия — неожиданное открытие людей, что это правда, и это осуществимо.
Человек может вывести изображение в космос и использовать его для решения своих бытовых проблем: от развлечений до рекламы. И люди не могут смириться с этим: тонны писем о том, что нужно остановиться и больше не продолжать проект.
Люди забыли, что каждый день на пляже Санта Моники или вокруг Синтра в Португалии, в небе, таком светлом, прекрасном, солнечном и голубом, летают самолеты с сообщениями — часами. Люди забыли, что Футурама и Стенли Кубрик в Одиссее 2001 рассказали о том, что люди выйдут в открытый космос со всеми своими привычками.
Не обратили внимания, что NASA в прошлом году разрешило использовать свои корабли и инфраструктуру для рекламы. Забыли как радовались мусорной Тесле Илона Маска. Луддиты портили машины — что же будет в ближайшем будущем с обществом?
Мысль о том, что через несколько лет влюбленные будут гулять вечером в парке не при свете фонарей, а при ярком свете слова adidas, а дети будут обнаруживать Большую Медведицу рядом с «галочкой» Nike, очень тревожит. Но, может быть, стоит довериться времени? Тем более авторы проекта убеждены в его еще и социальной пользе.