Мы постоянно слышим о силе сторителлинга. Похоже, это универсальный инструмент, с которым можно достигнуть больших маркетинговых целей: повысить вовлеченность, удержать внимание аудитории, повлиять на ее выбор, завоевать постоянных клиентов и не только.
Все, что вы слышали о сторителлинге, действительно правда. Более того, у этой информации есть научное подтверждение, а ведущие мировые бренды уже десятки лет используют сторителлинг как один из главных инструментов.
Сторителлинг намного старше, чем вы думаете
История сторителлинга уходит корнями в настолько далекое прошлое, что вы вряд ли могли бы себе это представить. Он предшествовал появлению письменности и нашел отражение в наскальных рисунках древних цивилизаций. Самый ранний образец пещерной живописи как формы сторителлинга был создан приблизительно в период 32 000−30 000 лет до нашей эры.
Древнее искусство повествования сегодня так же актуально, как и тысячелетия назад. Оно влияет на сознание людей и каждую сферу нашей жизни почти с первых дней существования человечества. Удивительную силу сторителлинга объясняют множество исследований.
Сторителлинг обладает волшебной силой
Поскольку мы каждый день слышим десятки историй, они кажутся чем-то очень обыденным, и иногда мы не обращаем на них внимания. С юношеских лет мы тайно мечтали о туфлях Manolo Blahnik, как у Керри Брэдшоу в фильме «Секс в большом городе», и о часах Rolex, которые носил Джеймс Бонд. Мы верим, что благодаря этим вещам будем чувствовать себя, как любимые герои, и тратим тысячи долларов на обувь или часы. Но эйфория от покупки проходит и появляется мысль: как вас настолько легко провели?
Специалист по коммуникациям и основной докладчик на многих конференциях Дэвид Дж. Филлипс знает ответ: вы вкладываете свои эмоции. Чем более эмоционально вы относитесь к чему-либо в жизни, тем менее критично и менее объективно ваше восприятие. Дело в том, что во время прослушивания истории ваш мозг наполняется нейромедиаторами и гормонами, такими как дофамин, серотонин, окситоцин и другие. Они влияют на кору головного мозга и делают вас более эмоциональными.
Бизнес-психолог Филипп Эдкок цитирует Джорджа Миллера, объясняя силу сторителлинга тем, что эмоциональные реакции в 3000 раз быстрее, чем рациональное мышление. Теперь представьте, насколько иррациональными могут быть ваши решения.
Еще один секрет силы сторителлинга в том, что истории связаны с нашим предыдущим опытом. Многие исследования доказывают, что сознание людей превращает истории в их собственный опыт без необходимости проживать его. Мы мысленно разыгрываем диалоги еще до того, как они случаются. Мы пытаемся предсказать возможные результаты и последствия, анализируя ситуации, с которыми лично сталкивались или видели у других людей. Мы постоянно ищем причинно-следственные связи, модели и совпадения, пытаясь лучше понять мир. Истории помогают нам в этом. Также они позволяют трансформировать наши желания в потребности, и маркетологи не упускают эту возможность. Они используют сторителлинг, чтобы влиять на сознание людей.
5 книг для тех, кто хочет стать профи в сторителлинге
Сторителлинг — сложная и интересная тема, говорить о которой можно часами. Существует множество методов и инструментов, которые помогут по максимуму использовать силу сторителлинга в зависимости от ваших целей.
Если вы хотите узнать больше о сторителлинге, эти книги помогут вам.
1. «Создание бренда-истории» Дональда Миллера
«Создание бренда-истории» Дональда Миллера — одна из лучших книг по маркетингу, когда-либо написанных. Она объясняет, как формулировать четкие месседжи и выстраивать эффективную коммуникацию с аудиторией. Основная идея книги в том, что клиенты заботятся только о себе и своей жизни. Поэтому лучшее решение для брендов — рассказывать истории о существующих или потенциальных клиентах, а не о своих продуктах и услугах.
2. «Все маркетологи — лжецы» Сета Година
Сет Годин — маркетинговый гуру, чьи книги всегда содержательны и полезны. «Все маркетологи — лжецы» — не исключение. Это руководство для специалистов, которые хотят создавать первоклассные продукты и услуги с помощью историй. В этом бестселлере вы найдете ответы, как заинтересовать аудиторию и мотивировать ее на покупку.
3. «Сторителлинг. Как использовать силу историй» Аннет Симмонс
Из-за обилия брендов на рынке недостаточно просто создать хороший продукт. Вам нужно рассказать историю о продукте и сделать это правильно. В своей книге Аннет Симмонс объясняет, как вы можете использовать сторителлинг в зависимости от особенностей бизнеса, и делится множеством методов.
4. «Как сторителлинг сделал нас людьми» Джонатана Готтшалла
Еще одна содержательная книга, которую стоит включить в список для чтения, — «Как сторителлинг сделал нас людьми» Джонатана Готтшалла. В ней представлена исчерпывающая теория сторителлинга, а также обоснование того, что истории помогают нам сделать мир лучше. Из этой книги вы узнаете больше об истории сторителлинга и том, как он развивался на протяжении веков.
5. «Мастер историй» Пола Смита
В книге «Мастер историй» Пола Смита объясняется, что делает сторителлинг настолько мощным. Автор приводит множество примеров историй, в которых вы можете узнать себя. Он также рекомендует начать собирать рассказы, которые вы позже сможете использовать в своих проектах. Прочитайте эту книгу, чтобы узнать, как создавать истории и зачем делать сторителлинг одним из главных инструментов.
Хотя теория и практика дополняют друг друга, в случае со сторителлингом последнее более эффективно. Когда вы освоите основы создания истории, попробуйте использовать этот инструмент в своих проектах. Начните с написания коротких рассказов и анализа их результатов. Со временем вы улучшите свои навыки в сторителлинге и сможете создавать более сложные истории, которые не просто понравятся вашей аудитории, но и помогут сделать мир лучше.
Если хотите немного повеселиться, откройте для себя «Периодическую таблицу сторителлинга».