Саудовская нефтяная компания Saudi Aramco лидировала по объёму рыночной капитализации, сместив с первого места Apple. Это случилось после того, как обвалились котировки всех технологических компаний — события могут указывать на более широкий процесс на фондовом рынке, когда хайтек-корпорации уступают лидерство более «традиционным», сырьевым гигантам мировой экономики, сообщают «Известия».
Ещё в 2000-е годы лидерство технологических компаний было малопредсказуемым. В 2008 году только Microsoft входила в топ-10 самых дорогих компаний в мире, а другие бизнесы сектора сильно отставали от неё. Самыми дорогими были банки и ритейлеры, а также нефтегазовые компании ExxonMobil, PetroChina, PetroBras, Shell и «Газпром».
Однако в 2010-е годы ситуацию изменила глобальная интернетизация. Так, в топ по капитализации вошли Apple, Google, Facebook (сейчас Meta — компания признана экстремистской организацией и запрещена в России), а позже они достигли триллионных отметок. Тогда инвесторов заинтересовал рост корпораций — он стал важнее прибыли, а перспективы казались безграничными.
После пандемии техногиганты продолжили увеличивать капитализацию. Показатель Apple превысил $3 трлн рыночной стоимости. Однако в свете антироссийских санкций резкий рост цен на сырьё изменил тренд. К инфляции добавились сворачивание стимулирования экономики в США, дефицит компонентов из-за локдаунов в Китае. При этом нефть приблизилась к уровню 2008 года — Brent стала стоить $139 за баррель.
Apple потеряла около 20% капитализации с начала года, а Saudi Aramco выросла почти на 30%. При этом другие технологиганты потеряли намного больше — рыночная стоимость Netflix упала на две трети, а индекс Nasdaq компании снизился на 25%.
По словам управляющего директора ИК «Иволга Капитал» Дмитрия Александрова, сейчас можно действительно наблюдать «сдутие пузыря технологических компаний». Он полагает, что более ценными станет бизнес с прозрачной моделью и прибылью здесь и сейчас, а инвесторы перестанут рассчитывать на бурный рост без финансового результата.
«Сейчас развитые экономики пожинают плоды раздутия денежной массы, и глобальный рост ставок автоматически приводит к оттоку из наиболее рискованных активов — венчурных инвестиций, акций компаний без прибыли, криптовалюты. Скорее всего, на ближайшие годы мы получим общемировой слом в предпочтениях инвесторов», — заявил эксперт.
При этом руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган напомнил, что саудовская нефтяная компания и раньше была самой дорогой в мире, но технологический сектор в США активно вырос после пандемии, а Apple поднялась от $1 трлн до $3 трлн менее чем за два года.
«Тезис о том, что сырьевой бизнес будет лидером секторов экономики в ближайшие 10−15 лет, достаточно спорный, поскольку не просчитанные Западом риски «вертолетных денег» создали все условия, чтобы нефть отправилась в новый суперцикл роста. Возможно, это продлится года два-три, но не более того, и фокус энергетических компаний и правительств опять сместится в сторону «зеленой» и возобновляемой энергетики», — пояснил Коган.