Выручка онлайн-видеосервисов в России увеличилась на 45% по итогам 2023 года, вернувшись к высоким темпам роста, которые фиксировались на рынке до 2021-го включительно. Показатель составил 80,9 млрд руб. против 55,8 млрд годом ранее. При этом положение основных игроков не изменилось. Как и годом ранее, топ-5 возглавил «Кинопоиск», за ним в порядке убывания следуют «Иви», Wink, Okko и Kion. Таковы результаты исследования TelecomDaily.
В компании указали, что точно сравнивать текущий результат с предыдущими данными некорректно из-за изменённой в этом году методики. Однако динамика очевидна: с 2019 по 2021 выручка в среднем росла на 53% ежегодно. Отток, наблюдаемый в 2022 году, эксперты связывают с уходом из РФ нескольких крупных сервисов и снижением покупательской активности.
Согласно данным исследования, в прошлом году платная модель продолжала укреплять позиции по сравнению с рекламной (бесплатный просмотр при условии обязательной рекламы) — 92,2% против 7,8%. В 2022 году доля выручки от рекламной модели снизилась до 10%. Для сравнения: в 2018 рекламная модель обеспечивала 36%.
В исследовании TelecomDaily «Рынок онлайн-видео 2022−2023 гг.» рассматривается более 40 проектов, реализованных в РФ. Помимо анализа закрытых и открытых данных, проведен экспертный опрос.
В настоящем исследовании выручка видеосервисов от лицензирования и партнёрств подсчитана отдельно, чтобы избежать задвоения результатов, отметили авторы исследования. Сюда относятся доходы онлайн-кинотеатров от партнёрских интеграций и продажи контента собственного производства на другие платформы, ТВ-каналы, а также через традиционный кинопрокат. Рост выручки год к году составил 30% — с 10,9 млрд руб. в 2022-м до 14,2 млрд в 2023 году.
В лидеры по выручке от лицензирования вышел Start (31%), далее «Амедиатека» — 27%, «Кинопоиск» — 18%, «Иви» — 13,5%, viju — 6%, Kion — 5%.
В общей выручке онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» увеличил отрыв от второго места с долей 35,6% (годом ранее — 26,9%). У «Иви», который занял вторую строчку, доля в выручке сократилась до 17% по итогам 2023-го с 20,3% в 2022-м. Третье место у онлайн-кинотеатра Wink, который как и годом ранее, продолжал наращивать долю — 15,3% (13% в 2022-м).
Сервис Okko остался на четвёртой строчке и незначительно сократил долю — 9,8% в 2023-м и 12,3% в 2022-м. Пятое место у сервиса Kion. Он также сократил долю год к году — 6,9% против 7,6%. Start и Premier подняли показатель до 6% в 2023 году, по итогам 2022-го — 4,5% и 4% соответственно.
Согласно данным TelecomDaily, если смотреть на рост выручки по компаниям, то на первых строчках те же сервисы, которые сумели значительнее других нарастить свою долю в общей выручке. Выручка Premier выросла на 117%, «Кинопоиска» — на 93%, Start — на 76%, Wink — на 71%, Kion — на 32%.
Денис Кусков, генеральный директор ИАА TelecomDaily:
В 2023 рынок восстановил динамику и показал результат даже выше прогнозируемого годом ранее. Если в 2022 мы наблюдали замедление по естественным причинам, а также уход международных игроков и прекращение сотрудничества с российскими сервисами, то в 2023-м российские онлайн-кинотеатры нашли новые источники контента и расширили маркетинговую активность.
Ранее аналитики TelecomDaily подсчитали, что число подписок на российские онлайн-кинотеатры на конец декабря 2023 года составило 45,2 млн. За второе полугодие показатель увеличился на 23% с 36,7 млн подписок. Лидером по числу платящих подписчиков стал «Кинопоиск» (его доля на конец 2023 года составила 26,9%). Вторую строчку в списке занял Wink (17,3%), третью — «Иви» (15,3%).