Восстановление рекламного рынка не прошло даром. В 2021 году многие крупные рекламодатели нарастили бюджеты и сменили медийных и креативных партнеров, особенно на глобальном уровне, но большинству все же удалось удержать аккаунты. В новогодней подборке Sostav — наиболее значимые рекламные тендеры уходящего года.
Российские тендеры
ВТБ
Организатором крупнейшего тендера на российском рынке в 2021 году стал банк ВТБ. Бюджет медиатендера на 2022−2023 годы составил 14,6 млрд руб., а победителем конкурса стало Media Instinct (входит в OMD OM Group ). Агентство теперь предоставляет банку услуги по закупке, планированию и размещению рекламы.
Согласно рейтингу медиаагентств АКАР и Sostav, биллинг Media Instinct за 2020 год — 19,3 млрд руб. Агентство находится на третьей позиции.
В марте ВТБ также выбрал подрядчиков для продвижения в интернете. В тендере на размещение рекламы в сети с общей суммой 5,4 млрд руб. определили трёх победителей. С ними заключили контракты на два года. Лот на 2,5 млрд руб. выиграло Artics Internet Solutions, на 2 млрд руб. — iConText (часть iConText Group ), а на 850 млн руб. — MGCom.
Artics Internet Solutions находится 27 месте рейтинга медиаагентств с биллингом 2,77 млрд руб., iConText — на 60 позиции (510 млн руб.), а MGCom занимает 44 место (1,11 млрд руб.).
В феврале ВТБ выбрал партнёров по тендеру на креативное обслуживание на 837 млн руб. Ими стали VMLY&R и McCann — только эти два агентства и подали заявки. VMLY&R получило контракт на 486,7 млн руб., а McCann — на 314,8 млн руб. В обязанности партнёров вошло создание сценариев видеороликов для ТВ и интернет-площадок, радиороликов, мастер-баннеров, постов и имиджей соцсетей, а также разработка макетов для прессы и наружной рекламы, адаптация материалов для внутренних каналов.
ВТБ занимает 22 место в рейтинге крупнейших рекламодателей по версии Sostav. За 2020 год затраты банка на рекламу составили 2,8 млрд руб.
«Открытие»
Банк «Открытие» выбрал партнёра для оказания рекламных услуг в интернете в каналах перформанс-рекламы в рамках проведения рекламных кампаний в 2021−2023 годах. Победителем закупки стало агентство MGCom. Стоимость услуг по двухлетнему контракту составила 3,88 млрд руб. В обязанности агентства вошло медиапланирование и распространение рекламно-информационных материалов в интернете и на мобильных устройствах.
А медиаагентство R:TA выиграло тендер «Открытия» на диджитал-продвижение интернет-продуктов для розничного, малого и среднего бизнеса, а также private banking и корпоративного блока на 1,47 млрд руб. Контракт заключён на два года. В этот период агентство должно разработать стратегию, смету и графики рекламных кампаний, тактическое медиапанирование, проводить переговоры с селлерами, заключать договоры на размещение, контролировать выход публикаций и проведения мероприятий, а также выполнять анализ рекламной деятельности конкурентов.
Пенсионный фонд России
Тендер Пенсионного фонда России на 281 млн руб. выиграла NMi Group , которая предложила выполнить работу за 277 млн руб. Теперь в её ведении создание и размещение информационно-разъяснительных видеороликов, аудиороликов и баннеров на ТВ, радиостанциях и в интернете.
Среди коммуникационных групп NMi Group занимает седьмое место с биллингом 10,16 млрд руб. в 2020 году.
МТС
Mosaic и Isobar Moscow выиграли тендер МТС на разработку креатива для продвижения оператора в диджитале. Агентства получили двухлетний контракт до 31 июля 2023 года.
В 2021 году МТС также выбрал, кто займётся размещением рекламы в прессе и OOH. Конкурс выиграла Media Instinct Group.
Закупать рекламу в печатных СМИ для оператора по итогам другого конкурса назначили Publicis Groupe.
В рейтинге рекламодателей по итогам 2020 года МТС заняла второе место. Рекламный бюджет сотового оператора составил 6,37 млрд. руб.
«Лента» и Heineken
В феврале агентство Carat (входит в Dentsu Russia) получило бюджет сети гипермаркетов «Лента» на медийное обслуживание. Сейчас оно отвечает за стратегическое планирование, а также размещения на ТВ, OLV и наружной рекламе.
В марте стало известно, что dentsu Russia займётся медийным обслуживанием российского подразделения концерна Heineken. Контракт стал продолжением глобального сотрудничества. В России руководить работой с клиентом будет агентство Carat. Dentsu будет отвечать за планирование и размещение рекламы во всех медиа и ведение всех активаций брендов Heineken, Amstel, Amstel Natur, Edelweiss, Staropramen, Krusovice, Miller, Solar Power, «Охота».
На данный момент Carat — лидер рейтинга медиаагентств АКАР и Sostav. За 2020 год сумма контрактов агентства составила 25,38 млрд руб.
Ferrari и Stellantis
PR-подразделение Havas Creative Group Russia (входит в АДВ ) стало официальным пресс-офисом Ferrari в России. Контракт заключен до конца 2022 года. Команда Havas Creative выиграла тендер на ведение коммуникации автомобильного бренда и теперь отвечает за полный комплекс услуг по продвижению: подготовку пресс-материалов, работу с журналистами и инфлюенсерами, организацию и поддержку локальных мероприятий, реализацию спецпроектов и тест-драйвов.
Также Havas Creative выиграло тендер транснациональной автомобильной корпорации Stellantis и займётся стратегическим сопровождением брендов Opel и Citroёn в Instagram, «Одноклассниках», VK, Facebook и на YouTube. В обязанности агентства вошло вовлечение аудитории соцсетей в коммуникацию с брендами, развитие диджитал-каналов и создание контента. Компании заключили годовой контракт.
Unilever
Initiative удержало аккаунт Unilever, став подрядчиком компании в России. Медиаагентство продолжит работать с компанией в ближайшие три года по всем направлениям, в том числе стратегическому и тактическому планированию. Агентство также отвечает за закупку во всех медиа и контентные проекты.
Initiative занимает восьмую строчку рейтинга медиаагентств с биллингом 10,82 млрд руб.
В сентябре Unilever представила итоги первого открытого глобального медиатендера. По его результатам, 80% медиабюджета бренда попали под контроль GroupM и Mindshare (WPP). Однако другим агентствам тоже досталось. Omnicom выиграла медиасопроводжение в Австрии, Германии, Швейцарии и Канаде, а также Африке, на Ближнем Востоке, Австралии, Новой Зеландии, Гонконге и Тайване. Havas Media заполучила Францию и Испанию, которые ранее обслуживала WPP.
Глобальные тендеры
В октябре агентство Essence (входит в WPP) получило глобальный медиабюджет Google. Корпорация более 10 лет сотрудничает с Essence в сфере диджитал и программатик-медиазакупок, однако за сегмент офлайн-медиа ранее отвечала Omnicom Media Group.
Согласно финансовым отчётам, Alphabet (владеет Google) потратила на маркетинг и продажи $17,9 млрд в 2020 году и $15,3 млрд за девять месяцев 2021 года.
Coca-Cola
WPP стало глобальным медиапартнёром Coca-Cola. Холдинг выиграл тендер на медийное обслуживание брендов компании в более чем в 200 странах и будет отвечать за работу со СМИ, маркетинговые кампании, креативную стратегию и работу с большими данными.
В 2021 году Coca-Cola собиралась удвоить свой маркетинговый бюджет и инвестировать в «гораздо более сильную программу маркинга и инноваций». В 2020 году компания сократила траты на продвижение на 35% до $2,77 млрд.
Bayer
MediaСom заполучило глобальный медиабюджет Bayer в размере $800 млн. До этого агентство уже работало с фармгигантом на рынках 65 стран, новые условия контракта охватывают также Германию, Китай и Россию. Немецкий и российский рынки ранее принадлежали PHD, а dentsu обслуживала китайский. MediaCom теперь отвечает за разработку модернизированной маркетинговой стратегии Bayer, которая предполагает использование интеграции данных и контента для обеспечения роста.
Meta (ранее Facebook)
Корпорация Meta выбрала Spark Foundry, входящее в Publicis Groupe, своим медиаподрядчиком на глобальном уровне. Сотрудничество распространяется на соцсети Facebook и Instagram, а также WhatsApp. Агентство будет заниматься медиапланированием и закупками рекламы. По данным консалтинговой компании Comvergence, стоимость контракта составила $750 млн.
В тендере также участвовали Mindshare, Havas Media и dentsu. А вот GroupM решила отказаться от участия, ссылаясь на слишком жёсткие условия контракта.
Chanel
Omnicom выиграла глобальный медиааккаунт французской компании по производству одежды и предметов роскоши Chanel и приступит к своим обязанностям с января 2022 года. До этого обслуживанием Chanel 20 лет занималась группа WPP.
До пандемии фэшн-компания выделяла на поддержку бренда $1,77 млрд в год. По итогам 2020 года эта сумма сократилась на 23% до $1,36 млрд.
Kering Group
Французская корпорация Kering Group выбрала iProspect (входит в dentsu) на роль глобального медиапартнёра. Kering Group владеет люксовыми брендами Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen и Brioni. Агентство приступит к работе в первом квартале 2022 года. iProspect займётся медиапланированием и медиазакупками на 42 рынках присутствия компании. Ранее Kering Group сотрудничала с Zenith.
По оценке Comvergence, с июля 2020-го по июль 2021 года расходы корпорации могли составить $150 млн, а предполагаемые расходы на диджитал-рекламу в США — ещё $19,7 млн.
Dolce&Gabbana
Havas Media Group выиграла глобальный медиатендер итальянского дома моды Dolce&Gabbana (D&G). В обязанности агентства вошло медиасопровождение компании более чем на 20 рынках, в том числе в США, Италии, России, Германии, Испании, Великобритании и странах Ближнего Востока. В европейских странах разработкой медиастратегии, планированием продвижения и диджитал-рекламой занялась команда Havas Media в Италии.
Mercedes-Benz
Omnicom Group выиграла тендер Mercedes-Benz и объединила его глобальные коммуникации. Теперь она отвечает за креатив, CRM, медиа, цифровые технологии и другие направления. Группа уже работала над медиапланированием и покупками Mercedes с 2018 года, а также занималась креативом в США через Merkley+Partners. Кроме того, BBDO Group (входит в Omnicom) разрабатывала креатив бренда в Китае.
Omnicom даже обещала создать специальное подразделение Team X, которое займется обслуживанием клиента на всех 45 рынках. Также в рамках своей победы группа собиралась приобрести два немецких агентства: берлинское диджитал-агентство Antoni и компанию OSK, которая занимается связями с общественностью. Обе организации уже сотрудничали с автопроизводителем: Antoni работало над европейским креативом, а OSK занималась глобальным PR Mercedes.
Philips
Omnicom выиграла глобальный тендер Royal Philips и теперь отвечает за медиа, креатив и коммуникации компании. С рекламной группой заключили контракт на несколько лет.
Nike
Ну и завершаем нашу подборку пусть еще не закончившимся, но одним из самых крупных тендеров за последнее время. Нового партнёра собирается выбрать производитель спортивной одежды Nike. Предварительно бюджет закупки оценивается в $1 млрд. Запросы на предоставление информации уже отправлены GroupM, Omnicom Media Group, Dentsu Media, Publicis Media, IPG Mediabrands, Stagwell Media и Havas Media. Весной 2022 года Nike и Jordan должны определить своих медиапартнёров с помощью консалтинговой фирмы R3.