Те методы, которые используют «Газпром», «Норникель», «Роснефть», «Автодор» и «Сибур», стали доступны всем. Познакомиться с ними и даже испытать их на себе можно было на первом в России фестивале, посвященном тимбилдингу и корпоративной культуре.
Тимбилдинг — это не роскошь, доступная лишь крупным компаниям, а слагаемое успеха любого бизнеса. Результаты исследований показывают, что сотрудники, которые ощущают себя частью сплоченного коллектива, концентрируются на задаче на 48−64% дольше.
Игорь Лютенко, лидер проекта «Вызов принят. Инновационный тимбилдинг», управляющий партнер ПРО-Интерактив:
Сегодня многие руководители считают, что достаточно найти профессионалов — и успех обеспечен, но это не так.
Для успешной работы над общим проектом требуются разные типы характеров, стили руководства и варианты мотивации. Тимбилдинг решает эту задачу — позволяет нам узнать коллег вне их социальных ролей, выявить лидерские качества и учитывать особенности каждого.
В наше время, когда фриланс всё больше набирает обороты, а сотрудники всё реже контактируют друг с другом, мы убеждены, что можем создать настоящую корпоративную культуру для создания более эффективного бизнеса в России.
Организаторы Первого фестиваля тимбилдинга впервые собрали под одной крышей лидеров ивент-индустрии, предлагающих игровые решения для создания сплоченной команды; топ-менеджеров крупных компаний, владельцев PR- и HR-агентств.
18 экспонентов с презентацией главных трендов ивент-индустрии, многочисленные партнёры, свыше 1500 посетителей. Гости фестиваля увидели баттлы между руководителями ведущих компаний, показательные экспресс-перепалки «клиент-заказчик» и многое другое.
Итогом фестиваля стало создание Союза провайдеров тимбилдинга России — True Teambuilding и первая системная презентация программ командообразования потенциальным клиентам. Участники и организаторы фестиваля уже заявили о том, что имеет смысл ждать аналогичного мероприятия следующей весной.
Иван Осипов, директор Vityaz Group — «Первый фестиваль тимбилдинга»: итоги, выводы, рассуждения.
Фестиваль завершился полтора месяца назад, эмоции остались. Но не только эмоции. Ряд выводов оформился в четкие тезисы.
1) Как первое отраслевое промомероприятие по тимбилдингу, фестиваль однозначно можно признать не просто удачным, а беспрецедентно успешным. Аналогов нет, а неподдельный интерес event-рынка ярко показывает значимость такого события.
На мой взгляд, стоит вообще прийти к схеме, которая много лет существует в туризме. Есть весенняя профильная выставка (в идеале — одна) и осенняя (в меньшем масштабе). Про них все знают, ждут, готовятся. Они кормят всех целый год.
2) Профильное мероприятие = профильная аудитория. Выделить свою узкую целевую группу на любой event-выставке или фестивале тимбилдеру всегда очень сложно. Фестиваль тимбилдинга показал совершенно другую картину. Все участники — только про тимбилдинг, все посетители — только за тимбилдингом. Каждое сказанное слово — исключительная польза для всех игроков рынка. Ни грамма бесполезной информации.
3) Посетители — не только агентства. Много прямых клиентов. И это, даже с позиции агентств, хорошо. После того, как клиенты своими глазами увидят то, что предлагают агентства, отношения клиент-агентство станут проще. Тимбилдеры — не конкуренты агентствам. Мы в первую очередь подрядчики, наш продукт полезен только в рамках комплексной организации.
4) Увидеть, потрогать, попробовать. Самая лучшая схема презентации своих услуг. Цепляет только то, что увидел своими глазами. Ни один электронный документ, даже составленный мегапрофессионалом, не сравнится с этим. Сейчас мы особенно ощущаем это. Большинство обращений к нам начинается со слов: «Вот мы у вас на фестивале видели…».
5) Количество деловых контактов — выше любых ожиданий. Катастрофически не хватало времени обстоятельно поговорить со всеми желающими. Это крутой индикатор профильного попадания и хороший повод расширяться в будущем.
6) Организация стендов. Каждая компания подошла к этому вопросу по-своему. Это сделало выставочную часть очень яркой и необычной, представив на суд посетителей лучшие достижения компаний. А еще это бесценный опыт. Проанализировав свои недоработки и подсмотрев прогрессивные мысли коллег, есть повод в следующий раз подготовиться еще лучше.
7) Наконец-то мы официально заявили о создании «Союза провайдеров тимбилдинга России». И «Первый фестиваль тимбилдинга» говорит о том, что это не просто слова. Все, что было сделано для фестиваля, непосильно для одной организации. Только благодаря тому, что 18 компаний собрались, договорились и выступили единым фронтом, мы сделали такое мероприятие.
А что теперь? Во-первых, низкий поклон всем соратникам. А во-вторых — работы еще много. Даже не так. Работа только начата. Еще предстоит сделать очень много. Будем стремиться к бОльшему успеху.
Ольга Касьян, директор по счастью клиентов компании SmartMotion:
Для многих клиентов слово «тимбилдинг» стало чуть ли не ругательным. На рынке мало профессионалов-тимбилдеров, которые точно знают, как сделать командообразующие активности результативными. Предлагают горе-компании «кто во что горазд», а это не работает.
В итоге сложилось мнение: «тимбилдинги эти ваши не работают». Фестиваль был призван доказать и показать обратное. И с нашей точки зрения, у него получилось! Тимбилдинг — это мощнейший по своей эффективности инструмент, если он находится в руках знающих и проверенных людей. Опасайтесь подделок, так сказать!
Михаил Климанов, управляющий партнёр агентства смелых решений «Мы»:
Союз провайдеров тимбилдинга и Первый фестиваль тимбилдинга собрали совершенно разных людей, которых объединяет одно: профессиональный подход к командообразованию.
18 компаний, объединившихся в Союз и ставших соорганизаторами Фестиваля, представляют весь спектр широкого и по сути малоисследованного сегмента ивент-рынка под названием тимбилдинг. От масштабных реквизитных программ — до кабинетных бизнес-игр, от «коробочных» решений — до тщательной кастомной проработки задачи, от вау-эффекта — до ассесмента и рефлексии: всё это и многое другое, по сути, впервые было собрано в одном месте, и представлено максимально удобно для осмысления и осознания гостями Фестиваля.
До этого нам понадобился почти год на то, чтобы осознать себя, описать тимбилдинг как процесс и как продукт, создать карту рынка и описать его основные проблемы.
Фестиваль стал для Союза первым испытанием — а насколько мы-то сами True-команда? Практика показала, что первое испытание мы все прошли. Впереди — дальнейшая работа по подготовке других мероприятий, развивающих наш сегмент индустрии, по выстраиванию диалога с заказчиками командообразующих мероприятий на всех уровнях, по созданию совместного уникального продукта. Но начало положено! И оно было ярким, красивым, с шумом, дымом и спецэффектами!
Александр Садовой, генеральный директор Interactive Solutions Group:
Тимбилдинг может быть серьезным подспорьем в решении задач, стоящих перед бизнесом.
На данный момент рынок командообразующих программ характеризуют три ключевых момента: недоверие, отсутствие отраслевых стандартов и стагнация. Первое зачастую вызвано негативным опытом компаний-заказчиков, отсутствием методологической подложки и четких критериев оценки эффективности тимбилдинга. Результатом отсутствия стандартов являются недоброкачественные поставщики. Стагнация проявляется в отсутствии новых программ и форматов.
Создание Союза провайдеров тимбилдинга России — первый и очень серьезный шаг на пути к доверию клиента и формированию цивилизованного рынка. А Фестиваль стал отличным стимулом к развитию для 18-ти сильнейших игроков, занимающихся разработкой игровых решений.
Олег Крючков, основатель EventPlatform:
Успешный совместный проект 18 компаний, многие из которых, строго говоря, конкурируют друг с другом — свидетельство зрелости индустрии, которую совсем недавно отдельной индустрией вообще не считали.
Радует, что все успели хорошо подготовиться — впрочем, нам не привыкать — и наполнить фестиваль и разнообразием интерактивных форматов взаимодействия с гостями, и широтой спектра решений. Получилась и выставка, и конференция, и своего рода демо-полигон — и, я думаю, к следующему разу мы придумаем и представим ещё больше красивых и удивительных продуктов.
Мария Варламова, генеральный директор Catalyst:
Фестиваль тимбилдинга — это толчок вперед для нашей индустрии. 18 компаний-конкурентов объединились и создали общее событие. Его посетили около двух тысяч человек. Неплохо для первого раза, да? В следующем году постараемся побить этот рекорд.
На мой взгляд, это наиболее удачный формат для людей, связанных с организацией мероприятий. Только представьте: за один день увидеть и протестировать более 100 новых тимбилдингов!
И все это на одной площадке. На стендах сразу отвечают на любые вопросы о программе — от цены до особенностей монтажа. Одной из самых полезных опций считаю возможность познакомиться с менеджерами и руководством тимбилдинговых компаний. Наш бизнес ведь на 80% состоит из людей, и хочется понимать, с кем работаешь.
И для меня лично было полезно. Некоторых программы конкурентов я увидела вживую впервые. Стало очевидно — рынок растет и обновляется, и если пять лет назад на 80% у всех все было одинаковое, то сегодня это не так. Появилось много нишевых компаний, которые развиваются ежедневно в одном узком направлении, и поэтому их почти невозможно копировать.
Мы сами придерживаемся подобной стратегии с первого дня основания. Безусловно, это здорово! Мы развиваем друг друга, клиентов и индустрию.