Количество мошенников с каждым годом растёт, схемы обмана усложняются. Сегодня более 80% атак приходится на социальную инженерию — мошенники с помощью психологического давления убеждают клиентов перевести им деньги или сообщить нужные данные. Центр экосистемной безопасности «Тинькофф» решил самостоятельно заняться просвещением клиентов и запустил мультсериал «Мошенники в огороде». Алексей Бакланов, вице-президент и руководитель подразделения, рассказал Sostav, как удалось собрать больше 1,5 млн просмотров на овощах.
Клиенты помогают мошенникам
Мы занимаемся расследованием и предотвращением атак мошенников, знаем, как они действуют и как с помощью психологического давления удаётся обвести вокруг пальца даже подкованных клиентов банков. Алгоритмы и технологии платформы «Тинькофф Защита» действуют «под капотом» и невидимы для пользователей. Наша задача — защищать деньги клиентов, но когда они сами идут на поводу у мошенников и выполняют все их инструкции, нам трудно это делать.
На психологические уловки попадаются все: и сотрудники банков, и люди с научными степенями. Однако по данным наших исследований, клиенты, знакомые с мошенническими схемами и тем, как на самом деле работают специалисты банков, в 2,5 раза реже становятся жертвами мошенников.
Поэтому у нас родилась идея — создать образовательный мультсериал, который поможет обучить клиентов навыкам финансовой безопасности. Первые видео мы запустили в конце 2019 года с помощью видеостудии «Тинькофф». Сериал стал самым популярным плейлистом на официальном YouTube-канале, совокупно во всех соцсетях ролики посмотрели более 1,5 млн раз без какого-либо дополнительного платного продвижения.
Паттерны развода
«Тинькофф» активно занимается повышением финансовой грамотности: делает рассылки по e-mail, выпускает сторис в приложении, отправляет советы в пушах и сообщения в чат, разрабатывает собственные образовательные курсы. Мы ищем разные формы и удобные форматы, чтобы довести до клиентов информацию.
Цель мультсериала: закрепить у зрителя паттерны и ключевые слова развода, чтобы пользователи легко могли определить мошенников. Нам важно было сделать контент, который одинаково будет интересен и понятен всем россиянам вне зависимости от возраста и пола. Выбранный формат — мультсериал — как раз позволяет охватить как можно больше пользователей.
Разработка идеи
Референсом для нашего контента стала социальная реклама 2012 года Dumb Ways to Die австралийского железнодорожного оператора Metro Trains. Бобовоподобные персонажи убивают себя дурацкими способами и поют весёлую песенку о безопасности на железных дорогах. Нас вдохновил этот подход «от противного» в стиле вредных советов, и мы решили использовать овощных персонажей, которые попадают в неприятные ситуации из-за мошенников. Простая и быстрая в разработке анимация и человекообразные герои позволяли воспроизвести настоящие схемы развода, с которыми сталкиваются клиенты банков.
Овощной злодей родился сразу: им стал Редиска. Над образом пришлось поработать. Он угловатый и заостренный, что на языке мультипликации показывает его злобность относительно других овощей — округлых и «добрых».
Благодаря выбору главного злодея у нас появился и свой цвет зла — розовый. При обучении взрослых важно, чтобы зритель сам приходил к нужным выводам, прежде чем их повторит для закрепления рассказчик, поэтому мы добавили в мультиках подсказки. Когда схема развода зрителю ещё не ясна, розовый обозначает, какие сайты или сообщения — мошеннические.
Подготовительный процесс
Перед написанием сценариев мы провели исследование: взяли свои данные, собрали материал из открытых источников, изучили отчёты Центрального банка, комментарии пользователей в Сети, агрегированную статистику телефонного секретаря Защитника Олега, а также многолетний опыт команды центра экосистемной безопасности в области защиты клиентов от мошенников. Так мы выявили самые актуальные схемы выуживания денег, которые и составили список тем для первого сезона.
Основой для первой серии стала самая популярная на тот момент схема — перевод через банкомат. Мошенники представляются службой безопасности банка и говорят, что один из сотрудников организации хочет украсть деньги клиента. Они убеждают жертву снять накопления со своего счёта и через банкомат положить их на другой, «безопасный» счёт.
Для нас стал уже типичным случай: мы замечаем нестандартное поведение клиента, связываемся с ним, когда он уже стоит у банкомата и пытается снять все деньги. Попадая под влияние мошенников, клиент с трудом идёт на контакт, считая именно наших специалистов злоумышленниками.
Шаблон сценария
Для всех мультфильмов единый шаблон сценария. При его разработке мы учитывали, как проще всего воспринимать информацию.
1. Наши истории начинаются с интриги. Мы заявляем, что овощ попал в беду, и рассказчик задаётся вопросом, как так получилось. В описании овоща мы иногда использовали простоватые рифмы для комического эффекта: «это горох, он был неплох», «это лук, и он пожух».
2. Дальше история отматывается назад и показывается схема развода. Все рассказы основаны на реальных событиях.
Во время создания мультика про Брокколи, которая поверила сообщениям мошенника о том, что нужно помочь собрать деньги на операцию, продюсер проекта сам столкнулся с подобным разводом. Оказалось, что схема мошенников чуть шире: они не просто собирали деньги на операцию, но ещё и присылали поддельные документы, включая паспорт. Мы сдвинули дедлайны и отрисовали эти элементы для ролика. Кстати, на развод продюсер не попался именно благодаря знакомству со сценарием.
3. В какой-то момент герой мультфильма начинает догадываться: что-то не так. Но деньги уже ушли мошенникам — и овощ оказывается банкротом. Так мы переходим к развязке.
4. В финальной сцене мы видим на экране Редиску, который пытается развести других клиентов. В это время рассказчик повторяет основные приёмы, которыми пользовались мошенники, и напоминает, что делать в подобной ситуации. Новые собеседники Редиски на его удочку не попадаются, и мошенник остается ни с чем.
Заканчивается ролик грустным танцем овощей на вечеринке, где звучит слоган сериала: «Не будьте как эти овощи, не доверяйте мошенникам». Он из-за своей неоднозначности стал вирусным и принес нам часть репостов и обсуждений в комментариях.
Пасхалки в Овощевилле
Персонажи живут в городе Овощевилл. В нём присутствуют любимые зрителями бренды, но их названия зашифрованы, и угадать те или иные товары и сайты — отдельное развлечение. В домах героев также спрятаны пасхалки — если присмотреться, можно узнать много интересного об их характерах.
Мы специально сделали голос рассказчика более медленным, чем в большинстве роликов на YouTube, чтобы наш сериал было комфортно смотреть совсем юным или, наоборот, пожилым зрителям. При этом те, кому аудио кажется слишком медленным, могут самостоятельно увеличить скорость просмотра — и мультфильм от этого станет только веселее.
Просмотры и результат
Мультсериал стал самым просматриваемым плейлистом в истории существования YouTube-канала «Тинькофф» и попал в пятёрку лидеров по удержанию аудитории. Мы рассказываем о новых выпусках в своих медиаканалах, но дополнительно в продвижение не инвестируем: все просмотры набраны органически, комментарии и лайки не покупались.
Новые серии анонсируются в мобильном приложении банка в сторис. Мы заметили, что клиенты, которые переходили по ссылкам на новые видео, в два раза реже попадаются на показанные уловки мошенников, чем те, кто сторис даже не открывал.
Если суммировать время всех просмотров на канале, то плейлист «Мошенники в огороде» составляет треть из них. Большинство зрителей досматривают видео до конца: среднее время просмотра одного мультфильма — полторы минуты при длительности около двух минут.
За всё время существования серии больше всех просмотров собрал «Развод на инвестициях». На момент написания статьи — более 40 тыс. просмотров.
По мнению аналитиков YouTube, мы так удачно пошутили про Tinder в видео «Развод на знакомствах в интернете», что зрители смотрели этот ролик дольше, чем в среднем по каналу.
Продолжение следует
Сейчас мы выпускаем второй сезон. У роликов есть постоянные зрители, и хотя наши мультики можно смотреть с любой серии, мы оставили послания для тех, кто следил за историями с самого начала.
Актуальность видео подтверждают комментарии под ними.
Конечно, мультсериал — лишь один из множества инструментов, которые «Тинькофф» использует для борьбы с мошенничеством. Благодаря совместным усилиям — выпуску курсов, рассылке уведомлений, технологиям антифрода — нам удается сократить количество успешных случаев мошенничества, а какие-то сценарии свести к нулю.
Однако мошенники тоже совершенствуются, некоторые схемы уходят в прошлое, другие развиваются и усложняются. Мы надеемся, что наши мультфильмы научат не доверять преступникам и внимательнее относиться к защите своих финансов. А новые серии скоро появятся на канале.