За последние несколько лет число розничных инвесторов в России достигло 21 млн человек. Это большое комьюнити людей, которые относительно недавно стали инвестировать, и поэтому любую информацию об инструментах фондового рынка впитывают «как губка». Чтобы эта любопытная аудитория не прошла мимо, в «Тинькофф Инвестициях» разработали целый ряд образовательных проектов. Подробностями их реализации с Sostav поделился Александр Кралькин, руководитель социальных и образовательных сервисов «Тинькофф Инвестиций».
Зачем «Тинькофф Инвестиции» занялись образованием
Россия — одна из лидеров в сфере финансовых технологий и распространённости финансовых услуг, уровень их проникновения достиг 82%. При этом по степени финансовой грамотности наша страна всё ещё уступает другим — из-за этого потенциал финансовых продуктов для повышения качества жизни не используется в полной мере. Сервис «Тинькофф Инвестиции» начал развивать империю образовательных проектов с самого запуска и вот уже более шести лет создаёт технологичные сервисы и решения, которые помогают людям осознанно выбирать ценные бумаги, отслеживать движение котировок и учиться управлять личными финансами.
Обучение инвестициям
В конце 2021 года компания запустила «Академию инвестиций» — бесплатную образовательную платформу с курсами и статьями, охватывающими разнообразные темы в области финансов, инвестиций и экономики. Там пользователи могут найти как собственные курсы и методические наработки «Тинькофф Инвестиций», так и программы партнёров — вузов, бирж, отраслевых ассоциаций. Теоретические курсы «Академии» ранжируются по уровню знаний и опыту работы на фондовом рынке.
С момента запуска больше одного млн пользователей начали проходить хотя бы один обучающий курс. Ежедневно «Академию инвестиций» посещает около 10 тыс. пользователей.
Вебинары
Во время пандемии компания запустила серию марафонов и вебинаров про инвестиции — «Инвестнеделю». Тогда в течение семи дней финансовые эксперты и специалисты рассказывали про фондовый рынок, ценные бумаги и обсуждали новости компаний. Прямые эфиры «Инвестнедели» в общей сложности посмотрели 115 тыс. человек.
Это послужило поводом для запуска регулярных образовательных вебинаров, которые проходят раз в две недели. С начала 2022 года общий охват таких вебинаров составил 20 млн человек.
Сотрудничество с вузами
«Тинькофф Инвестиции» поддерживают проекты, организованные экономическими кафедрами ведущих вузов страны. В 2021 году компания разработала блок задач по профилю «Финансовая грамотность», который был включён во всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Один из её организаторов -Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». В 2021 году на олимпиаду по финансовой грамотности зарегистрировались почти девять тыс. участников.
Империя YouTube-проектов
За несколько лет «Тинькофф Инвестиции» создали и продолжают развивать целую «империю» YouTube-проектов:
- «Деньги не спят» — это шоу, в котором двое экспертов, частный трейдер Василий Олейник и кандидат экономических наук Ирина Ахмадуллина, каждую неделю освещают новости рынков и рассказывают, что на фоне этого происходит с их инвестициями. Все выпуски «Деньги не спят» собрали почти 41 млн просмотров.
- Tinkoff Private Talks — интервью с известными экономистами, успешными инвесторами и предпринимателями про инвестиции в глобальном смысле: в себя, образование, здоровье, венчурный бизнес и другое. На сегодняшний день вышли 23 выпуска, которые в общей сумме собрали более 3,5 млн просмотров.
- «Инвестерика» — шоу на YouTube, в котором знаменитости, не имеющие отношения к финансам, становятся настоящими инвесторами и акционерами крупных компаний. Ведущие рассказывают о том, что человек любой специальности может стать инвестором и приумножить свой капитал. В общей сложности все выпуски собрали более 2,6 млн просмотров.
Подкасты
Еженедельный подкаст «Жадный инвестор» был запущен в 2019 году. В каждом выпуске аналитики и редакция «Тинькофф Инвестиций» обсуждают актуальные на фондовом рынке темы и события и рассказывают, как работают финансовые инструменты. Первые полгода подкаст был доступен только внутри мобильного приложения «Тинькофф Инвестиций» — с осени 2019 года новый сезон «Жадного инвестора» вышел на всех подкаст-площадках. В сумме он набрал около одного млн прослушиваний.
В 2021 году «Тинькофф Инвестиции» запустили ещё один подкаст — Tinkoff Private Talks. Это аудиоверсия одноимённого YouTube-шоу. На данный момент этот подкаст набрал 200 тыс. прослушиваний.
Недавно компания также запустила подкаст «Галя, шорты, туземун». В подкасте редакторы общаются с инвесторами соцсети «Пульс», обсуждают самые прибыльные сделки и делятся инвест-идеями со слушателями подкаста. В общей сложности подкаст набрал более 50 тыс. прослушиваний.
«Пульс» — социальная сеть для инвесторов
В 2019 году внутри приложения «Тинькофф Инвестиции» компания запустила собственную социальную сеть для инвесторов. Внутри сообщества пользователи обмениваются инвестиционными идеями и стратегиями, обсуждают новости компаний и рынков, напрямую обращаются к компаниям-эмитентам (экономические субъекты, выпускающие ценные бумаги, которые обращаются на рынке — прим. Sostav). Таким образом реализуется социальное обучение — совместное усвоение новых знаний в процессе общения.
За несколько лет количество пользователей в «Пульсе» превысило 2,3 млн пользователей. Среди них как частные инвесторы, так и официальные аккаунты публичных компаний: ВТБ, «Сбер», «Аэрофлот», НЛМК, «Сегежи», «Северстали»,«Яндекc», Ozon, X5 Group и других. Также в «Пульсе» зарегистрированы аккаунты Московской и СПБ Биржи. Ежемесячно «Пульс» посещает более 4,5 млн человек.
Автоследование
В 2021 году «Тинькофф Инвестиции» в синергии c «Пульсом» запустили платформу социального автоследования — сервис позволяет следовать за стратегиями, созданными на базе инвестиционных идей от профессионалов рынка. Стратегии отличаются друг от друга по валюте инвестирования, риск-профилю и сумме депозита для входа. На платформе доступно более 200 готовых стратегий. На них подписано более 50 тыс. инвесторов.
Выводы
Финансово грамотный инвестор — клиент, который нужен как бизнесу, так и стране для развития экономики. Образовательные проекты «Тинькофф Инвестиций» значительно повысили финансовую образованность клиентов, что позволят максимально использовать потенциал финансовых продуктов.