По итогам 2020 года объем продаж десяти крупнейших российских ритейлеров продовольственных товаров вырос на 12,9% и достиг 6,1 трлн руб., сообщает Forbes со ссылкой на данные агентства Infoline. Самый быстрый рост выручки показали «Светофор» и «ВкусВилл» — почти 40%.
Согласно информации агентства, прошлый год стал одним из самых успешных для рынка товаров повседневного спроса (FMCG) — впервые на 200 крупнейших сетей пришлось более 50% оборота розничной торговли продуктами питания. На первую десятку сетей пришлось более 37% рынка. Общее количество магазинов превысило 56 тыс., или 22 млн м2.
Первая тройка не изменилась по сравнению с прошлым годом. X5 Retail Group сохранила лидерство, несмотря на неравномерность показателей: «Пятерочка» ускорила рост выручки, «Перекресток» замедлился, а сеть «Карусель» снизила выручку на 36,3%. Топ-10 компаний выглядит следующим образом:
- X5 Retail Group — 1,97 трлн руб. (+14%)
- «Магнит» — 1,51 трлн руб. (+13%)
- «Дикси», «Красное &Белое», «Бристоль» — 950 млрд руб. (+18%)
- «Лента» — 438 млрд руб. (+7%)
- Auchan — 255 млрд руб. (-11%)
- Metro CC — 204 млрд руб. (+8%)
- «Светофор» — 189 млрд руб. (+39%)
- «О'кей — 173 млрд руб. (+6%)
- «Монетка» — 123 млрд руб. (+11%)
- «ВкусВилл» — 114 млрд руб. (+38%)
По оценке Infoline, росту способствовало развитие онлайн-торговли — этот сегмент вырос в 3,6 раз, а также удержание цен и инвестиционная активность FMCG-компаний. Доля вложений в IT выросла до 8% - сюда входят разработка сервисов онлайн-торговли, касс самообслуживания, автоматизация внутренних и внешних процессов и другие проекты, объясняет генеральный директор Infoline Иван Федяков. Также причиной роста послужил локдаун, который изменил поведение потребителей — вместо походов в общепит россияне начали покупать продукты в магазинах.
Стремительный рост «ВкусВилла» аналитики объясняют ускоренным развитием онлайн-продаж — доля выросла до 23%, количество дарк-сторов достигло 24. Жесткий дискаунтер «Светофор» растет на фоне существенного снижения реальных доходов населения.
Также «Светофор» стал вторым по числу открытий новых торговых площадей после X5 Retail Group (+7% по сравнению с годом ранее) и обогнал по приросту «Магнит». Активное развитие магазинов низких цен связано с существенно более низкими вложениями на 1 м2 торговой площади, отмечает Федяков. Подобный формат в прошлом году начали развивать X5 Retail Group («Чижик») и «Магнит» («Моя цена»). В этом году о подобной инициативе объявила «Лента», которая начала тестировать дискаунтеры «365+».