Торговые сети не успевают распродать товары, завезенные в магазины на фоне ажиотажного спроса на продукты в середине марта, и вынуждены списывать и направлять на утилизацию. Так, дополнительные расходы компаний за март составляют почти 1,4 млрд рублей, сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-секретаря Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илью Власенко.
В середине марта торговые сети столкнулись с ажиотажным спросом в столице — москвичи начали активно закупать продукты и товары впрок на фоне сообщений о распространении коронавируса. Тогда в магазинах сразу резко подскочили продажи санитайзеров, туалетной бумаги, гречки и риса — максимум на треть. Ритейлеры не сразу справились с напором покупателей: полки в некоторых магазинах опустели. Реагируя на эту ситуацию, власти рекомендовали торговым сетям сделать существенные запасы товаров, однако в следующие две недели сети фиксировали падение трафика в среднем на 30%. В итоге они столкнулись с тем, что им приходится списывать все больше продукции с коротким сроком годности. Речь идет о скоропортящихся продуктах: хлебе, яйцах, молоке, мясе, а также об овощах и фруктах.
В этой ситуации торговые сети предлагают направлять на благотворительность товары, у которых истекает срок годности, сказал Илья Власенко. Сейчас компании лишены такой возможности: с точки зрения действующего законодательства передача продукции на благотворительность фактически приравнивается к ее продаже, так как сети должны уплачивать НДС и налог на прибыль за товары, которые бесплатно передаются нуждающимся, хотя никаких средств продавцы не получают. Ритейлеры предложили правительству и профильным министерствам решить эту проблему, это в том числе позволит компаниям сократить затраты на списание и утилизацию продукции.
Напомним, в России действует закон, запрещающий ритейлерам возвращать поставщикам непроданные товары со сроком годности менее 30 дней. Чтобы решить проблему утилизации в Госдуме уже предлагали магазинам бесплатно раздавать гражданам продукты за день до того, как у них закончится срок годности. Торговые сети в свою очередь предлагали передавать просроченную продукцию на вторичную переработку, чтобы из них производились, например, корма для животных. В Минпромторге готовы решать эту проблему: создать единую и понятную правовую базу по регулированию обращения продовольственных отходов и вторичных материальных ресурсов.