Выделяя бюджет на мерчандайзинг, производитель хочет быть уверен, что его инвестиции окупятся и принесут ожидаемую прибыль. В то время как провайдер сервиса мерчандайзинга должен за оптимальный конкурентный бюджет показать эффект на полках так, чтобы продажи росли. Директор маркетингового агентства TR-project Евгения Романенко рассказала, как осуществлять эффектный мерчандайзинг за оптимальный бюджет.
Что такое эффективный мерчандайзинг?
Эффективный мерчандайзинг — это когда затраты производителя на данную статью расходов окупаются с прибылью, т.е. показатель ROI положительный.
Для расчета данного показателя наши партнеры используют разные формулы в зависимости от специфики продукта и других аспектов. Основной признак успеха — рост продаж с фокусом на высокомаржинальные и быстрооборачиваемые позиции. Так, в магазинах с мерчандайзинговой структурой продажи должны быть выше минимум на 8−10%.
«Хочу эффективный мерчандайзинг, но за оптимальный бюджет!»
Если с эффективностью все понятно, то с оптимальным бюджетом ситуация сложнее.
Многие игроки рынка мерчандайзинговых услуг выигрывали тендеры, используя демпинг. И, конечно, о качестве никто и не задумывался, ведь покупательский спрос в 2012−2013 годах был на должном уровне. И только с 2015 года началась активная борьба за место на полке, появились конкретные KPI, оцифрованные ожидания заказчиков от агентств.
Так, желания изменились, а отношение к бюджетам — нет. Соответственно, некоторые агентства начали хитрить, пытаясь удержаться на плаву разными способами. Другие стали терять заказчиков либо менять специализацию.
Опыт TR-platform
Мы, в свою очередь, подошли к вопросу системно: чтобы оптимизировать бюджет, оставаясь эффективными, мы решили оптимизировать сами внутренние процессы построения бизнеса.
Иными словами, без удешевления себестоимости самого мерчандайзинга мы оптимизировали всю структуру, которая этим мерчандайзингом управляет.
Так было положено начало диджитализации и создана целая экосистема автоматизированного мерчандайзинга TR-platform.
С минимальным привлечением офисного персонала в онлайн-режиме мы решили следующие задачи:
- выработка стандартов работы сотрудников в магазине;
- оптимизация времени и/или более эффективное использование времени сотрудников в магазине;
- эффективные маршрутные листы, которые сократили время на переезд между магазинами и позволили оптимизировать бюджеты на 7−10%;
- контроль работы из любой точки согласно заданным стандартам, гибкая настройка отчетности, срезы и динамика достижений KPI;
- сбор данных и контроль показателей в онлайн-режиме с помощью использования технологии Image Recognition на большом объеме данных;
- повышение достоверности данных (валидация некорректных данных) до 99,5%;
- логирование (мониторинг и контроль времени) — прозрачное распределение времени работы по товарным категориям/поставщикам.
Таким образом, выбрав вектор использования IT-технологий, мы закрыли сразу две задачи: эффективный мерчандайзинг и оптимальный бюджет.
Помимо того, что сервис стал гибко управляемым и легко масштабируемым, мы достигли возможности управлять шагами сотрудников в магазине: полевые сотрудники получают набор действий, которые необходимо выполнить в условиях заданных таймингов и специфики конкретной сети, направленных на достижения KPI и рост продаж.
На сегодняшний день TR-project — это лидирующее маркетинговое агентство среди крупнейших игроков на рынке в части диджитализации сервисов trade marketing,
TR-project — федеральное маркетинговое агентство с головными офисами в Москве и Краснодаре, предоставляющее профессиональные и инновационные решения в сфере мерчандайзинга, консультирования, специальных мероприятий, креатива и дизайна. Компания имеет представительства в более чем 60 городах РФ и насчитывает свыше 6,5 тыс. штатных сотрудников.
TR-project самостоятельно разрабатывает программные продукты, совмещающие в себе передовые технологии в области автоматизации и экспертизу в области маркетинга. Программные продукты TRplatform разрабатываются в соответствии с принципами безопасности, производительности, масштабируемости и эргономики.