В январе многие магазины и маркетплейсы традиционно делают скидки, чтобы поддержать уровень спроса после рождественских и новогодних распродаж. В этом году во время январских распродаж россияне потратили на 21% больше денег по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом число покупок увеличилось на 20%. Такие данные получили аналитики сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data.
Общий рост трат во время январских распродаж произошёл в большей степени за счёт увеличения количества покупок, что отражает восстановление потребительского спроса, считают авторы исследования.
Россияне нарастили траты на январских распродажах во всех категориях. Значительнее всего расходы увеличились на маркетплейсах ― на 43% год к году.
Траты на фитнес в январе 2024 года по сравнению с январем 2023 выросли на 11% год к году, косметику ― на 8%, образование ― на 6%, одежду и обувь ― на 5%, спорттовары ― на 4%, зоотовары ― на 3%, канцтовары ― на 2%, товары для дома и ремонта — на 1%.
Рост среднего чека в январские распродажи также наблюдался во всех наиболее популярных категориях, кроме образования (сократился на 7%). В частности, средний чек на спорттовары поднялся на 13%, одежду и обувь ― на 12%, бытовую технику и электронику ― на 10%, товары для дома и ремонта ― на 9%, косметику ― на 7%, фитнес ― на 6%, зоотовары ― на 6%, канцтовары ― на 1%. Средний чек на маркетплейсах вырос на 3%.
Как отмечают аналитики, в онлайне средний чек в большей части категорий вырос в январе 2024 года по сравнению с январем 2023 заметнее, чем в офлайне. В онлайне средний чек при покупке спорттоваров вырос на 51%, до 5657 руб., а в офлайне, наоборот, снизился на 5%, до 2810 руб.
Средний чек при покупке одежды и обуви в онлайне увеличился на 26%, до 8109 руб. (в офлайне рост составил 11%, до 2947 руб.), товаров для дома и ремонта ― на 20%, до 9338 руб. (в офлайне рост на 9%, до 2141 руб.), бытовой техники и электроники ― на 16%, до 13 452 руб. (в офлайне рост на 7%, до 6905 руб.), косметики ― на 11%, до 3800 руб. (в офлайне ― на 4%, до 1208 руб.).
Лишь в категории «Фитнес» средний чек в онлайне уменьшился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3448 руб., в то время как в офлайне показатель вырос на 6%, до 1870 руб.
Согласно данным исследования «Тинькофф Кассы», женщины потратили на январских распродажах больше, чем мужчины. Доля женских трат в общем объёме расходов составила 54%, а в общем количестве покупок ― 61%.
В минувшем январе больше всего покупали люди в возрасте от 35 до 39 лет. Их доля в общем объёме расходов составила 19%, а в общем количестве покупок ― 17%.
Исследование основано на обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях клиентов «Тинькофф» в период с 1 января 2020 по 31 января 2024 года.
Ранее Sostav подвёл итоги «Чёрной пятницы», которая прошла в ноябре 2023 года, ― поговорил с представителями маркетплейсов и экпертами и выяснил, что покупают россияне, как вырос средний чек и насколько увеличился оборот известных электронных торговых площадок.