В 2023 году телеканалы уже освоились с новыми масштабами производства контента, и активно развиваются в этом направлении. Они работают над новыми технологиями, а также создают совместные проекты с онлайн-кинотеатрами. В это же время зрители ждут от производителей контента позитивных эмоций и искренности, что подтверждает растущий спрос на добрые истории и реалити. Подробнее о трендах в ТВ-контенте — Sostav рассказали представители телеканалов.
Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер AO «Телекомпания НТВ» :
На мой взгляд, главный тренд индустрии — это коллаборация телевидения и онлайн-платформ. Это и дистрибуция телевизионного контента в онлайн, и наоборот, и копродукция (совместное производство — прим. Sostav). Как показывает практика, это обеспечивает рост смотрения в обеих средах и позволяет, существенно снижая расходы каждой из сторон, реализовать по-настоящему масштабные, имиджевые истории. Это и «ГДР», который мы делаем вместе с Wink и «НМГ Студией» при поддержке ИРИ, и «Плевако» — наш большой проект с Premier при поддержке ИРИ, и многие другие. И от такого сотрудничества выигрывают все. Мы точно знаем, что если сериал хорошо прошёл в диджитале, то он покажет хорошие цифры и на ТВ, и наоборот — если у них прошёл со средними показателями, то и у нас пройдёт с такими же. Это доказывает, что никакой каннибализации аудитории нет. Это все понимают, поэтому это определённо тот тренд, который получит свое развитие в следующем году. То же «Слово пацана», которое сейчас бьёт все рекорды и на Wink, и на Start, я уверен, будет иметь невероятный успех и получит новую волну популярности весной, когда мы будем показывать его на НТВ.
И второй тренд — это применение инновационных технологий в создании контента. Например, наше «Шоу Аватар», в котором технологию Motion Capture мы совмещаем с Face Tracking, стало большим экспериментом во всём медиапространстве — такого никогда не было не только на НТВ, но и на всём российском и даже европейском телевидении. И этот эксперимент удался: доля второго сезона достигала 18,6% (согласно данным Mediascope — прим. Sostav). К тому же в этом году особую популярность получили нейросети, и я уверен, в 2024-м многие продолжат развиваться в работе с искусственным интеллектом в частности и передовыми технологиями в общем.
Евгения Мельникова, директор по контентному маркетингу Wink:
Один из главных будущих трендов в ТВ-контенте в России — это коллаборации со стриминговыми сервисами. Даже сейчас уже многие телеканалы сотрудничают с онлайн-платформами.
Наталья Сидоренкова, программный директор Первый ТВЧ:
Два последних года дали почувствовать, насколько важно, чтобы рядом с нами были близкие и родные, и насколько важна их поддержка. При этом, мы видим, что и проблемы в экономике никуда не делись, и в политике по-прежнему сохраняется нестабильность, а окружающая среда не становится лучше. Но что удивительно — люди настроены на то, чтобы противостоять неблагоприятным условиям, и получать радость даже в непростых обстоятельствах.
Мы тоже это почувствовали из данных телесмотрения. Наиболее активный зрительский отклик в последнее время получают те проекты, где усилена эмоциональная составляющая, и где положительные эмоции являются доминирующими. Наш зритель, вероятно, устав от общественно-политических шоу, приходит на тематические каналы смотреть то, что даёт ему ощущение стабильности, спокойствия, красоты — про дом, про любимое хобби, про дорогих сердцу питомцев.
Из трехсот эксклюзивных производимых нами телечасов в тренде «спроса на позитивные эмоции» можно отметить ряд проектов, которые данному запросу отвечают.
- Про любовь, дружбу и семью: «Счастливы в месте» (реалити о парах, построивших семью на ферме), «Дом моей мечты» (истории строительства загородных домов от известных персон), «Рыболовная страна» (прикладные программы о рыбалке от рыболовов-друзей из разных регионов страны).
- Про дом, уют и создание красоты вокруг себя: «Сад как искусство» (приемы создания красивого сада), «Феи порядка» (обучение организации пространства), «Азбука интерьера» (создание уюта из доступных вещей).
- Про заботу и нежность: «Быть человеком» (очерки о тех, кто спасает жизни животных), «Редкие» (рассказы о тех, кто сохраняет живой мир), «Настоящий гла-мурр» (программы о том, как создать любимому питомцу лучшие условия).
И это лишь часть программ, планируемых нами к производству. Но в каждый проект мы хотим заложить позитивную составляющую. Как некий маячок нашему зрителю, что всё обязательно будет хорошо.
Марина Хрипунова, генеральный директор канал Dомашний:
Последний год можно наблюдать тренд на разные сложные сюжеты, в которых герои перегружены ворохом психологических проблем и жизненных неурядиц. Почему существует интерес к таким проектам и редкие из них успешны? Здесь очень тонкий момент: важно, чтобы в сценарий сериала, в котором происходят жизненные трансформации героев, история была на «расстоянии вытянутой руки». Чтобы можно было попереживать, посочувствовать, провести параллели с собой, родителями, подругами, коллегами.
В проектах «Домашнего» героини тоже справляются с жизненными сложностями, но наше главное отличие — в тональности. Если у остальных — беспросвет, то у нас в конце героиня обязательно найдёт своё счастье. Для зрительницы важно, что оно вполне достижимо, буквально через один шаг. Женщина смотрит сериалы ещё и для того, чтобы поверить в себя, чтобы найти какое-то решение, не бояться перемен.
Ещё один тренд — добавление турецкого контента в сетки вещания федеральных каналов. Если раньше первооткрывателем и единственным каналом, транслирующим турецкие мелодрамы, был «Домашний», то сейчас на наше поле зашли НТВ, ТНТ, «Суббота», «Ю», ТВ-3.
Наталья Радько, генеральный директор канала Телеканал "Ю":
Сейчас во всём мире бум нон-скриптед контента — контента, который придуман и сделан не по сценарию. Этот тренд мы наблюдаем и в нашей стране — искренние эмоции и реакции обыкновенных людей, их непридуманные истории. Аудиторные показатели проектов жанра реалити растут как в ТВ-эфире, так и в диджитал-пространстве. Считаю, что в следующем году популярность и актуальность такого контента только усилится. Это тренд номер один.
Также в нестабильные времена традиционно растет запрос на «волшебный» контент, потому что людям нужна вера в чудо и обнадёживающие ответы на вопросы, на которые в нашем реальном мире мало кто может ответить.
И третье — продолжающийся запрос на feel good контент и безопасные переживания. Истории с хорошим концом, семейный и добрый контент — быстрые пилюли, чтобы перезагрузиться и отвлечься от насущного, пусть и при помощи ТВ-пульта.
Артемий Гладченко, директор по маркетингу телеканала Пятница!:
2024 год — время франшиз и спин-оффов. На основе хорошо известных аудитории форматов и проектов нас ждут ребуты и продолжения.
У зрителя будет запрос на большие праймовые событийные шоу, их количество будет расти. У телевизора, в отличие от ОТТ-платформ, до сих пор есть важное качество: миллионы зрителей одновременно, в один момент смотрят шоу. И чем масштабнее и обсуждаемее оно будет, тем больший успех ждёт этот проект.
Телевидение будет искать способ стать интерактивнее и в момент эфира взаимодействовать с многомиллионной аудиторией. Это будут многочисленные голосования, выбор альтернативных финалов и другие возможности влиять на происходящее в эфире. Уже сейчас мы видим рост интереса к этим форматам на примере наших проектов «Тревел-Баттл» и игре «Шалость или радость» внутри «Битвы шефов».
Ещё один тренд — рост партнёрских проектов с брендами. Телевидение всё ещё остается одним из самых мощных рекламных инструментов, а технические возможности и уровень креатива растут. «Пятница!» давно разрабатывает рекламные спецпроекты, которые становятся частью контента канала. В этом году в Чёрную Пятницу у нас прошла первая в России телевизионная шоу-распродажа с блогерами, характерная для азиатского рынка. На таких форматах клиенты видят рост лояльности к бренду и как следствие — увеличение продаж.