Рынок государственных закупок в области коммуникационных услуг вырос на 17% в период 2015 — 2018 год, выяснила компания PR News совместно с ассоциацией АКОС и НИУ ВШЭ. Инфляция за тот же период составила по официальным данным 25%.
За это время было разыграно свыше 59 тысяч тендеров, которые размещали более восьми тысяч ведомств и компаний. Хотя ежегодные бюджеты растут, число тендеров стабильно снижается. Объем госзакупок коммуникационных услуг в 2018 году составил 33,2 млрд рублей,
Москва и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.
Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании.
Основные потребители — ведомства, на них приходится 40% закупок.
У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно, их доля в общей объеме рынка более существенна.
У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.
Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем, на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос наблюдается на направлениях SMM и разработка сайтов. Их доля постепенно растет.
Скидки
Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где, в среднем, сумма скидок не превышает 5%. Новые, только формирующиеся направления (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции: коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.
В рамках исследования эксперты НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — показатель для оценки конкурентной среды отрасли. Он определяется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. Таким образом, максимальный показатель — 10000 (100%2) — может быть достигнут в том случае, если в отрасли всего одна компания-монополист.
Обычно выделяют три типа рынков:
А. Высококонцентрированные рынки, 1800 < HHI < 10000
Б. Умеренноконцентрированные рынки, 1000 < HHI < 1800
В. Низкоконцентрированные рынки, HHI < 1000
В последнем случае ,это означает, что барьеры для входа и выхода участников весьма низкие.
По расчетам экспертов НИУ ВШЭ, значение Индекса IHH для рынка госзакупок коммникационных услуг не превышает 300, причем, его величина уменьшается. Это означает усиление конкуренции и снижение значимости крупных игроков.
По мнению Сергея Зверева, председатель АКОС и президента агентства КРОС, Тенденции и динамика госзакупок коммуникационных услуг, колебания спроса и цен оказывают большое влияние на направление развития отрасли.
Для Лилии Глазовой, руководителя комитета АКОС по отраслевым исследованиям и рейтингам и генерального директора исследовательской компании PR News одними из самых важных стали выводы о росте спроса на исследования и выхода рынка из зоны незрелой конкуренции и необоснованного демпинга.
Как считает Мария Мордвинова, заместитель руководителя Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, анализ открытых данных тендеров по закупке коммуникационных услуг формирует дополнительное знание о направлениях, в которых меняется структура рынка коммуникаций. Однако, выделенные нами типы связей нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы получить статус причинно-следственных, и заслужить возможность обобщения и прогнозирования.
В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиа мониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.