В начале 2022 года конкуренция на рынке труда в сфере маркетинга работала в пользу работодателей — число резюме заметно превосходило количество вакансий. Однако к концу года ситуация изменилась, сейчас индекс конкуренции на рынке труда в маркетинге, в первую очередь в диджитал-маркетинге, составляет не более трёх резюме на вакансию. Аналитики «Работы.ру» и «СберМаркетинга» проанализировали итоги 2022 года и представили тренды, которые будут актуальны в ближайшие годы (результаты исследования есть в распоряжении Sostav).
Соискатели на рынке труда в маркетинге
C начала 2022 года заметно выросло число резюме более опытных специалистов — например, кандидатов с опытом от пяти лет стало больше в 1,5 раза. Количество резюме соискателей с опытом до года, напротив, снизилось более чем в два раза.
Рост числа более опытных кандидатов привёл к сдвигам в структуре резюме в пользу более возрастных соискателей: в начале 2022 года 50% соискателей были в возрасте до 24 лет, к октябрю текущего года доля кандидатов аналогичного возраста снизилась до 34%.
Доля соискателей в возрасте от 25 до 44 лет выросла на 11 п.п., а кандидатов в возрасте старше 45 лет — на 5 п.п. Также к текущему моменту более чем в два раза увеличилось количество соискателей с высшим и неполным высшим образованием по отношению к началу 2022 года.
Аналитики «Работы.ру» и «СберМаркетинга» отмечают, что самые популярные навыки, указанные в резюме, не всегда говорят о том, что соискатель именно маркетолог, так как они подходят многим офисным специалистам.
Навыки соискателей в порядке частоты использования:
- владение персональным компьютером (ПК);
- ведение переговоров;
- работа в команде;
- составление отчётности;
- ведение деловой переписки;
- интернет;
- ответственность;
- заключение договоров;
- интернет-маркетинг.
Каждый третий соискатель в маркетинге указывает среди своих навыков владение английским языком. В начале 2022 года этот показатель был в 1,5 раза ниже. Для работодателей этот навык менее важен, так как он указан обязательным только в 3% вакансий.
Соотношение желаемых зарплат в маркетинге выросло с 54,5 тыс. руб. до 63,3 тыс. руб. в октябре 2022 года по сравнению с октябрём 2021 года, говорится в исследовании.
Работодатели на рынке труда в маркетинге
Требования к образованию соискателей практически не изменились. У большинства работодателей нет чёткого требования к образованию маркетологов, что подтверждается процентным соотношением числа вакансий, на которые готовы рассматривать соискателей с любым образованием. В январе 2022 года доля таких вакансий составляла 80%, в октябре 2022 года — 86%.
Самые популярные навыки в вакансиях далеко не всегда имеют отношения к маркетингу. В топ навыков по частоте и приоритетности вошли:
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- многозадачность;
- владение ПК;
- обучаемость;
- ведение переговоров;
- работа в команде;
- составление отчётности;
- интернет-маркетинг.
Как считают аналитики «Работы.ру» и «СберМаркетинга», на маркетологов всё больше будут возлагать надежды по обеспечению стабильного развития бизнеса компании в условиях высокой неопределенности рынка. «Побеждать будет тот, кто сможет не только следовать за трендами, но опережать и формировать их. Поиск и создание позитивного потребительского опыта будет на переднем плане задач маркетинга в ближайшей перспективе», — подчёркивают они.
В ближайшем будущем ключевыми навыками, которые будут нужны среднестатистическому маркетологу станут:
- основы маркетинга;
- умение использовать инструменты продвижения в диджитал и знание особенностей их применения (в частности, контекстная реклама, SEO, соцсети);
- знание инструментов web/app-аналитики (YM, AM, AppsFlyer, Ajust, GA);
- умение проводить конкурентный анализ и использовать сервисы мониторинга конкурентов;
- знание основ бюджетирования;
- критическое мышление;
- стратегическое мышление;
- знание основ визуализации данных и основ статистики.
Аналитики «Работы.ру» и «СберМаркетинга» выделили основные навыки маркетологов. Hard skills, которые помогут маркетологу зарабатывать больше:
- знание и опыт работы со сквозной аналитикой;
- понимание юнит-экономики;
- умение грамотно выстраивать воронку клиентов и продаж;
- опыт проведения исследований;
- умение строить гипотезы и тестировать их;
- персонализация маркетинговых предложений;
- применение новых технологий дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) в контент-маркетинге;
- знание принципов анализа данных (Big Data), поиск скрытых закономерностей, статистические методы обработки информации;
- разработка и реализация маркетинговой стратегии в рекламных каналах;
Hard skills — это компетенции, необходимые в конкретной специальности. Soft skills — полезны на любом месте работы.
Soft skills:
- способность находить выход из сложных и нестандартных ситуаций;
- критическое мышление и стратегическое видение;
- постоянное обучение и интересы к другим сферам, чтобы ловить тренды и изменения в обществе.
Анна Тупикина, директор по маркетингу «СберМаркетинга»:
Профессия [маркетолог] будет всё более актуальной и востребованной. Будут продолжать появляться не только новые продукты, но и способы их продвижения, и методы анализа предпочтений аудитории, например, искусственный интеллект и нейросети. Будет расти интерес и к созданию собственных торговых марок.
Елена Артемьева, руководитель департамента аналитики, Data Science и исследований сервиса «Работа.ру»:
Границы профессии «маркетолог» размываются, и часто можно увидеть необоснованные требования или резюме буквально переполненные нерелевантными навыками, из-за чего соискателям и работодателям становится труднее найти друг друга.
С усилением роли данных и автоматизации в ближайшие годы маркетинг продолжит трансформироваться. Аналитика и технические знания будут отвоёвывать основную часть компетенций маркетолога. Большие данные, искусственный интеллект, омниканальность взаимодействия, предиктивные модели и прочие технологические решения станут основным инструментарием этой профессии. Уже сейчас всё чаще работодатели ищут не просто маркетолога, а маркетолога-аналитика, который умеет хорошо разбираться в данных и понимать эффективность того, что он делает.