Совет Европы и Европарламент пришли к «предварительному политическому соглашению» по закону «О цифровых рынках» (Digital Markets Act), который направлен на более жёсткое регулирование деятельности IT-гигантов и борьбу с монополизмом. Об этом сообщается на сайте Европейского союза (ЕС).
После внесения технических правок пройдёт голосование по документу в Европарламенте. Также его должны будут одобрить государства — члены ЕС. Однако с учётом достигнутой договоренности эксперты рассматривают данные процедуры как формальности.
Согласно новому закону крупным технологическим корпорациям могут быть назначены огромные штрафы — до 10% мирового оборота за первое нарушение и до 20% — за повторное. В текущей версии документ касается компаний с капитализацией от €75 млрд или с годовым оборотом в ЕС от €7,5 млрд, а также с ежемесячной активной аудиторией не менее 45 млн и не менее 10 тыс. бизнес-пользователей из стран ЕС.
Помимо этого у компании должна быть как минимум одна крупная интернет-платформа с существенным влиянием в ЕС и деятельностью в нескольких странах блока. В числе корпораций, которых затронет новый закон — Google, Amazon, Apple, Microsoft, Alibaba.
В законе они прописаны как «привратники (gatekeepers) цифрового рынка» — имеется в виду их влияние на рынок как крупных игроков и посредников услуг. Закон «О цифровых рынках» среди прочего требует от IT-гигантов:
- давать возможность пользователям отписываться от ключевых сервисов платформы, но так, чтобы во всех остальных отношениях у них были такие же условия, как и у тех, кто подписался на эти сервисы;
- не требовать по умолчанию при установке операционной системы установки важного ПО (например, браузеров) от этой же платформы;
- обеспечить справедливый доступ разных разработчиков приложений к таким функциям смартфонов, как NFC-чипы;
- предоставить продавцам доступ к данным по эффективности маркетинга и рекламы на платформе;
- обеспечить совместимость разных сервисов обмена сообщениями;
- информировать Еврокомиссию о слияниях и поглощениях.
При этом согласно закону корпорациям-«контролерам» запрещается:
- выделять среди прочих товары и услуги, которые предоставляет сама интернет-платформа;
- передавать данные пользователей, собранные одним из сервисов платформы, другими её сервисами;
- устанавливать несправедливые условия для бизнес-пользователей;
- предустанавливать некоторые приложения;
- требовать от разработчиков, которые хотят разместить свой продукт в магазинах приложений, использовать определенные сервисы, например платёжные.
Таким образом, когда закон вступит в силу, Apple придётся предоставить альтернативные варианты загрузки приложений — не только из App Store. А Google, например, будет сложно показывать таргетированную рекламу, поскольку часто данные пользователей, полученные в одном из сервисов платформы, используются для рекламы в другом.
«Закон о цифровых рынках» был предложен Еврокомиссией в 2020 году, с тех пор в ЕС идёт его обсуждение. Закон раскритиковалит власти США, посчитавшие, что он направлен прежде всего против американских компаний.