Google совместно с MTM провели глобальное исследование о том, как создать идеальное приложение для ритейла. Эксперты опросили десятки разработчиков и тысячи реальных покупателей. Результатом стала модель поведения пользователя, которая призвана помочь разработчикам лучше понимать потребителя и усовершенствовать свои приложения, делая их жизненно необходимыми для клиента. Итоги исследования есть в распоряжении Sostav.
В процессе работы с приложением пользователь проходит четыре этапа:
- Осведомленность (Discover) — начинается в момент возникновения потребности, заканчивается моментом скачивания приложения. На этом этапе люди активно ищут информацию и выбирают одно или несколько приложений, которые в наибольшей степени подходят их потребностям. Кстати, по данным исследования, 83% пользователей изучали рынок приложений прежде, чем скачать себе новое, а 45% потратили на выбор несколько дней.
- Адаптация к продукту (Onboard) — процесс регистрации, первого использования и настройки мобильного приложения.
- Вовлечение (Engage) — более или менее регулярное использование программы.
- Внедрение (Embed) — полное включение приложения в жизни пользователей, когда потребители считают, что не могут без него жить. Только 7−10% пользователей в настоящее время достигают этой стадии, но есть шаги, которые компании могут предпринять, чтобы увеличить их долю.
По данным Google и MTM, пользователи, находящиеся на стадии полноценного внедрения приложения в их жизнь, имеют наибольшую вовлеченность. По сравнению с третьим этапом, на данной стадии количество пользователей, которые пользуются приложением каждый день, выше на 136%. Кроме того, пользователи на этой стадии на 44% более лояльны к бренду и в среднем приносят на 15% больше дохода.
На этапе осведомленности, когда потребители ищут и скачивают приложение, большую роль играет связь с крупным брендом — 63% пользователей установят приложение, если они знают и любят бренд. 51% опрошенных отметили, что воспользовались приложением по рекомендации веб-сайта.
Значительное влияние на потребителей оказывают отзывы в магазинах приложений (62%), а также «сарафанное радио» — 60% пользователей обращают внимание на реальные отзывы своих знакомых. Мотивировать пользователя к скачиванию приложения можно также скидками и бонусами — 56% респондентов отметили, что именно поощрение за загрузку приложения повлияло на их выбор.
На этапе адаптации к продукту для пользователя желательно сделать всё максимально простым и понятным, чтобы он не удалил программу. 74% потребителей отмечают, что причиной удаления стало плохое первое впечатление, которое включает в себя дизайн, интерфейс, непонятный текст и другие параметры. 52% опрошенных были недовольны большим количеством информации, которая требуется для регистрации, 47% отметили слабую службу поддержки, 44% — наличие некорректной информации в самом приложении.
Потребители недовольны не только количеством требуемой для регистрации информации, но и тем, какие именно данные от них требуют. Предложения открыть доступ к камере, микрофону или отслеживать геолокацию для 38% пользователей стали поводом удалить программу. На данном этапе работы с приложением становится важной возможность применить персонализированные настройки, которые позволяют удобнее находить товары, получать уведомления, которые интересуют, например, о скидках или новинках и многое другое.
На стадии вовлечения важно грамотно удовлетворять пользовательские потребности: как правило, их интересует возможность оперативно получать информацию, поэтому разработчикам ритейл-приложений необходимо продумать наличие функции отслеживания заказов и связи со службой поддержки.
Правильно настроенный поиск играет важную роль: 44% пользователей предпочитают поисковые фильтры, а 40% пользуются текстовым поиском. Частой проблемой является сброс настроек поиска после перехода пользователя на другую страницу, например, если он решил поближе познакомиться с товаром. На этом этапе это одна из самых распространенных причин удаления приложения.
Характеристики идеального приложения, к которым нужно стремиться: удобство, эффективность и организованность. Пользователи ценят, если в приложении можно автоматически запомнить информацию об оплате, доставке и входе в систему, а возможность посмотреть предыдущий заказ или составлять собственный список желаний помогает упростить их путь к покупке.
Каждый пятый пользователь устанавливает приложение повторно после того, как ранее его удалил. Есть четыре приоритетные области, на которых нужно сосредоточиться, чтобы снизить вероятность разочарования и подтолкнуть к их переоценке принятого ранее решения:
- Оригинальность и инновационность приложения. Разработка новых функций является второй по значимости причиной, которая влияет на повторную установку приложения. Первая — это предложения скидок и эксклюзивов. 45% респондентов отмечают, что стерли приложение, потому что у них уже есть аналогичные.
- Техническая исправность и улучшение функционала по пользовательским запросам. Это покажет покупателям, что их мнение важно, а также позволит сделать использование приложения максимально приятным.
- Удобство приложения, сравнимое с сайтом. Среди главных разочарований респонденты отмечают отсутствие в приложении таких функций получения помощи от службы поддержки, обмена/возврата товаров и других, которые есть на сайте. Пользователи также не хотят быть перенаправленными на веб-ресурс, если уже решили пользоваться приложением.
- Информирование о нововведениях. 83% готовы рассмотреть возможность повторной загрузки приложения. В топ-3 причин для покупателей вернуться к приложению входят предложения новых бонусов (27%), добавление новых функций (25%) и создание нового более простого в использовании дизайна (23%).