Судьба корреспондента Meduza Ивана Голунова потрясла медиасообщество как в России, так и за ее пределами. Коллеги проявили редкостное единодушие — о задержании журналиста писали даже в далекой Исландии. Версия о попытке сбыть наркотические средства была сразу же поставлена под сомнение: Голунов разрабатывал крайне чувствительные для власти и теневого бизнеса темы, от госзакупок до похоронного бизнеса.
В редакции Meduza уверены, что именно беспрецедентная кампания в поддержку их сотрудника не позволила следствию отправить его в изолятор. Сейчас Голунов находится под домашним арестом, но пикеты у здания ГУ МВД по Москве продолжаются (и даже объявлены бессрочными), а любой желающий может направить обращение в госорганы с требованием прекратить преследование журналиста. Sostav проследил хронологию цеховой солидарности вплоть до настоящего момента.
Задержание
О задержании корреспондента отдела расследований Meduza стало известно 7 июня, когда следователь связался с журналисткой BBC Светланой Рейтер и сообщил, что того подозревают в покушении на сбыт наркотиков. Сам Голунов успел передать через друзей, что ему подбросили два пакета с неизвестным веществом, а потом не давали воспользоваться телефоном и вызвать адвоката.
Первоначально защите отказали в проведении экспертизы, которая могла подтвердить или опровергнуть контакт с наркотическими веществами, а также в вызове скорой помощи. 7 июня ГУ МВД РФ по Москве опубликовало 9 фотографий, якобы сделанных во время обыска в квартире Голунова. Однако позже полицейские признались, что при обследовании жилища была сделана только одна фотография, а остальные снимки «сделаны в рамках проведения оперативных мероприятий и следственных действий по пресечению деятельности группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе, на связь с которой проверяется задержанный».
В отношении сотрудников, которые допустили публикацию недостоверных сведений, назначена служебная проверка. 8 июня Никулинский суд отправил журналиста под домашний арест сроком на два месяца. В суде прокурор говорил, что подозреваемому грозит от 10 до 20 лет тюрьмы.
Вчера главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн заявил, что наркотики в биологических следах журналиста не выявлены. Эксперты химико-токсикологической лаборатории не нашли следов запрещенных веществ на руках Голунова, сообщил он в программе «Вести недели с Дмитрием Киселевым». Заключение экспертов в своем Telegram-канале опубликовал руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
До «Медузы» Иван Голунов был корреспондентом Slon.ru (сейчас Republic), Forbes, «Ведомостей», РБК и телеканала «Дождь». Журналист специализируется на расследованиях о коррупции. В «Медузе» Голунов работает с 2016 года, является автором более 100 расследований, статей и заметок. В их числе расследование об отъеме жилья микрофинансовыми организациями, материал об элитной недвижимости родственников Петра Бирюкова, вице-мэра Москвы, статья о переделе рынка похоронных услуг.
Поддержка
Первыми на защиту своего сотрудника стали главный редактор Meduza Иван Колпаков и генеральный директор издания Галина Тимченко. Они завили, что Голунова преследуют из-за его журналистской деятельности.
Профессиональная репутация Ивана Голунова безупречна. Он дотошный, честный и беспристрастный журналист. Вне работы Ваня — один из самых порядочных людей среди всех, кого мы знаем.
Мы убеждены, что Иван Голунов невиновен. Мы знаем, что в последние месяцы Ване поступали угрозы; знаем, в связи с каким готовящимся текстом; догадываемся, от кого. «Медуза» будет изучать каждое действие следователей по делу Голунова. Мы выясним, по чьей воле преследуют Ваню — и сделаем эту информацию публичной. Мы будем защищать своего журналиста всеми доступными способами.
Галина Тимченко, генеральный директор «Медузы»
Иван Колпаков, главный редактор «Медузы»
Последовательную кампанию запустил Профсоюз журналистов и работников СМИ. Первым делом он выпустил открытое письмо с требованием освободить коллегу, которое вместе с подписями передадут в МВД, столичное управление МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет. Одновременно организация призвала выходить в одиночные пикеты к зданиям главков МВД и задавать вопросы о провокации чиновникам, присутствующим на ПМЭФ. Кроме того, по инициативе профсоюза в Facebook появилась рамка «Свободу Ивану Голунову».
О резонансном деле уже доложили на самый верх. Как сообщается на сайте Кремля, президента проинформировала уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.
Мы считаем, что против Ивана Голунова была совершена грубая и нелепая провокация. Какими бы ни были мотивы сотрудников полиции, мы требуем немедленного освобождения Ивана и предоставления всех материалов полиции и следствия всем журналистам.
Мы осуждаем беспредел и произвол сотрудников МВД и требуем привлечь к ответственности всех, кто имел отношение к задержанию, обыскам и возбуждению дела против нашего коллеги. Мы считаем произошедшее демонстрацией угрозы российским журналистам-расследователям.
Открытое письмо Профсоюза журналистов и работников СМИ
Люди стали выходить с плакатами в поддержку Голунова, как только стало известно о его задержании. К акции присоединились Киев, Берлин, Лондон, Нижний Новгород, Краснодар, Саратов, Ставрополь и другие города. 12 июня группа журналистов планирует провести марш в поддержку Голунова от метро Чистые пруды. Он закончится у здания на Петровке, 38, где затем пройдут одиночные пикеты.
Слова в поддержку Голунова произнесли не только его коллеги. Среди тех, кто записал видеообращения — Борис Гребенщиков, Евгений Чичваркин, Noize MC, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Лазарева и другие известные персоны. О задержании «неудобного» журналиста упомянул актер Константин Хабенский на открытии Кинотавра.
Мотивы задержания
На заседании суда Голунов назвал возможные причины преследования. «Я готовил текст по ГУП «Ритуал». Мне настойчиво рекомендовали не заниматься этой темой. Меня задержали в день сдачи расследования — сдал заметку редактору и меня повязали», — цитирует его слова Mash. Meduza уже пообещала завершить начатое с привлечением журналистов из других изданий.
В прошлом году журналист уже выпустил масштабное расследование про ритуальный рынок: «Гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей. Как чиновники, силовики и бандиты делят похоронный рынок — и при чем тут Тесак». Отметим, что все материалы Голунова, вышедшие на Meduza, теперь доступны по лицензии Creative Commons CC BY.
Чем больше проходит времени с момента его задержания, тем точнее мы понимаем, кто именно мог организовать силовую операцию против него. На протяжении как минимум 13 последних месяцев Иван Голунов получал угрозы от героев еще не вышедшего текста. За пару часов до задержания Иван сдал этот текст своему редактору Алексею Ковалеву.
Мы пока не можем рассказать, какой была тема материала, и назвать имена возможных организаторов преследования Голунова. Чтобы не навредить Ване — и самому расследованию, которое еще предстоит завершить. Мы планируем привлечь к этой работе коллег из других российских изданий — и опубликовать этот текст на разных площадках, включая зарубежные медиа. Чем их будет больше, тем лучше. Но сперва придется хорошенько потрудиться.
Иван Колпаков, главный редактор «Медузы»
Цитируемость
По данным Brand Analytics, 8 и 9 июня Голунов стал самой упоминаемой персоной в российских соцмедиа, обогнав президента Владимира Путина. Аналогичная динамика наблюдалась и в поиске, следует из данных Google Trends.
Выпуски «Ведомостей», РБК и «Коммерсанта» с одинаковой первой полосой «Я/Мы Иван Голунов» пользовались огромным спросом и были раскуплены в первой половине дня.
Следить за развитием событий можно на сайте Meduza, где появился специальный раздел. Там собраны публикации Голунова, материалы о нем, фотографии, форма для отправки писем «в будущее» (под домашним арестом запрещено отправлять и получать корреспонденцию), информация о пикетах и акциях, видеообращения, мерч. Редакция также запустила отдельный Telegram-канал Golunov Forever и сформировала команду, которая работает над последним расследованием Ивана. Помимо «Медузы» в нее вошли журналисты четырех российских изданий, которые займутся сбором недостающей фактуры, ее проверкой и редактурой.