Продажи лапши быстрого приготовления в магазинах в России упали на 9,5% в натуральном выражении в первом квартале текущего года по сравнению с 2022 годом, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные ритейл-аудита NielsenIQ, предоставленные «Маревен Фуд Сэнтрал» (бренды «Роллтон», BigBon и др.).
В денежном выражении продажи выросли на 11% год к году, что связано с повышением средних цен. По данным исследования, сократились продажи всех видов продукции быстрого приготовления, включая вторые блюда и супы. За первый квартал они упали в штуках на 12,8% в сравнении с прошлым годом, а в деньгах выросли на 3,9%.
Эксперты утверждают, что спад продаж в натуральном выражении связан с тем, что покупатели перестали в больших объёмах закупать эти товары после ажиотажа в 2020 и в 2022 годах.
В 2020 году объём продаж блюд быстрого приготовления в штуках вырос на 26%, в 2022 — на 30%. Но сегодня объемы продаж вернулись на уровни 2019 и 2021 годов, отмечает коммерческий директор «Маревен Фуд Сэнтрал» Наталия Попова. В компании сообщают, что в натуральном выражении наиболее увеличились продажи у марки «Петра» — с 2,4% до 4%. «Роллтон» остался на уровне 33,7%, а продажи BigBon — выросли на 0,04 процентного пункта до 8,9%.
В компании пояснили, что «Петру» производят более чем на 90% регионах, что делает продукт менее зависимым от трансграничных цепочек поставок и конъюнктуры глобальных рынков, позволяя сохранять цены.
У некоторых компании продажи росли трёхзначными темпами в прошлом году, что сказывается при сравнении показателей, поясняет гендиректор «Натурал Фудс» (марки лапши быстрого приготовления Bon Appetit, Euro Express, Food Like) Наталья Николаева. Также, по её словам, на рынке в первом квартале традиционно влияют длительные праздники, а этот год ещё отличался совпавшими началами православных и мусульманских постов.
Наибольший рост на рынке лапши быстрого приготовления показывают собственные торговые марки (СТМ) сетей, отмечают аналитики. В первом квартале их доля достигла 10,8% в натуральном выражении, в прошлом году — 8,5%. В сети магазинов «Лента» отметили, что продажи лапши быстрого приготовления собственной торговой марки в штуках выросли почти на 50% за год, а доля СТМ в категории превышает 10%. Это объясняют появление импортной лапши в брикетах, которая дешевле, чем та, что продаётся в лотках.
По словам Поповой, продажи лапши снова покажут рост, также причиной станет восприятие таких блюд как «основы для рациона людей разных социальных страт». В прошлом году в России продажи лапши достигли 14,6 порции на душу населения в год. Цифры опережают США (13 порций), но далеки от объёмов потребления в азиатских странах (45−90 порций).