Создание узнаваемого брендинга, вызывающего яркие эмоции и запрограммированные ассоциации, — процесс длительный и довольно сложный. К сожалению, такой подход часто работает только на бумаге. В основной массе рынок дизайна в России представляет собой переработку западных мудбордов и почти точное копирование чужих референсов. Как эффективно использовать чужие работы и при этом не скатиться в плагиат, Sostav рассказала Ксения Зайнашева, дизайнер с опытом работы в ведущих брендинговых агентствах и студиях Москвы — Mildberry, Студия Артемия Лебедева и ONY.
К чему приводит «заимствование» визуальных кодов
В России не так много собственных брендов, а известных во всём мире — ещё меньше. И те, и другие обычно скептически смотрели на локальных дизайнеров, предпочитая им международные бюро. Уход зарубежных компаний, импортозамещение и локализация производства освободили огромную нишу для российской индустрии дизайна. Но вместо формирования собственной школы, создания рыночной конкуренции и внятной экспертизы в «известных дизайн-студиях» включили бешеный принтер, который начал бездумно копировать чужие работы.
Вспомним нашумевшую историю с логотипом для «Вкусно и точка», который оказался похож одновременно на фирменные знаки португальской компании кормов для животных Matosmix, музыкального концерна Warner Music Group, украинских АЗС WOG и даже сети отелей Marriott. Окончательно развенчал миф о случайных совпадениях и повторяющихся паттернах практически идентичным новому логотипу концепт ребрендинга McDonald's от Рафаэля Серра. Португальский дизайнер представил его в 2021 году.
«Заимствование» визуальных кодов — в целом история неоднозначная. Знакомые элементы решают проблему узнаваемости и упрощают диалог потребителя с брендом. Но паразитируя на уже сформированных ассоциациях можно отпугнуть потребителя, память которого ещё полна воспоминаний о дешевой подделке под Snickers в виде развесных конфет «Стэп» и кроссовках Abibas на стихийном рынке у метро.
Недавний пример копирования немецкой упаковки печенья Leibniz отечественным производителем «Кременкульское». После двух лет судебного разбирательства кассация поддержала челябинского производителя печенья, а Leibniz анонсировал редизайн своей упаковки.
Закрепить за таким брендом уникальные ценности и эмоции будет практически невозможно, потому что визуал невольно заставляет потребителя сравнивать новый продукт с оригиналом.
Пользоваться готовыми идеями можно и нужно, но важен подход. Многие работают с референсами некорректно, хотя правило только одно — не копировать. Переработка зарубежных мудбордов может быть эффективным инструментом для поиска вдохновения, стиля и направления. Подражание уместно, когда мы делаем первые шаги в новой области, но творческое и профессиональное развитие требует создание оригинальных идей.
Обложка сингла Brdrline Leo Luganskiy и обложка альбома «Бордерлайн» Земфиры. Возможно, не намеренное совпадение, которое не осталось без внимания, благодаря посту в твиттере.
Пример более деликатного заимствования идеи с трафаретными постерами у Бронксского зоопарка, которая получила воплощение годом позже в айдентике сети кофеен Буше.
Отличие плагиата от вдохновения
Графический дизайнер создаёт уникальный язык коммуникации бренда и потребителя. А изучение чужих работ и идей даёт «сырьё» для будущих проектов. Подбирая референсы (примеры, образцы), можно проанализировать рынок и конкурентов, узнать о тенденциях и найти вдохновение.
Изучайте кейсы не только в своей сфере, но и в смежных или профессионально далёких отраслях. Это расширяет кругозор, развивает креативность и экспертность.
Для удобства можно разделить своё исследование на условные шаги:
- поверхностный обзор и сбор информации из открытых источников;
- анализ и систематизация собранных данных;
- отбор рабочих референсов, которые соответствуют концепции вашего будущего проекта;
- определение эталонных референсов и их адаптация под конкретный продукт.
Изучение предмета пригодится вам, даже если вы не работаете с референсами и чужими идеями. Вы можете потратить уйму драгоценного времени создавая вторичный продукт, не подозревая, что эту работу уже проделали раньше другие авторы.
Как грамотно составлять мудборды
Чтобы превратить набор референсов в стройную концепцию, отражающую настроение и стилистику будущего визуального продукта (логотипа, презентации, рекламного ролика и так далее), графические элементы нужно поместить на тематические коллажи — мудборды.
В мудбордах эффективно работают фото из физического мира, на которых запечатлены объекты или явления, их образы могут ложиться в основу графической идеи.
Если это уместно, в мудборде могут появляться решения из смежных областей. Например, из дизайна интерьера — такое решение усилит и дополнит общее настроение и вектор концепции.
Визуализация упрощает коммуникацию с клиентом или командой. В итоге вы сэкономите время, и снизите вероятность получить правки от заказчика.
Создание мудбордов лежит в экспериментальном поле, но работа с ними состоит из вполне определенных этапов.
Знакомство с проектом
На этом этапе дизайнер формируют представление о будущем продукте на основе субъективных представлений и информации от заказчика. Чем больше данных вы смогли получить сейчас, тем выше вероятность, что мудборд примут с первого раза.
Подготовка мудборда
На втором этапе дизайнер ищет и подбирает референсы по мотивам вводных от заказчика. Если у клиента есть фирменный стиль, то дизайнеры обычно адаптируют и интегрируют его отдельные элементы в новый продукт.
Если у заказчика к этому моменту не появилось четкого видения конечного продукта, стоит воспользоваться методом бенчмаркинга. Обзор и сопоставление лучших практик и мировых тенденций поможет даже далекому от дизайна клиенту обозначить привлекательные и отталкивающие паттерны, понять вариативность.
Презентация
Когда мудборд готов, наступает время презентовать его клиенту. Сразу попросите у заказчика детальный фидбэк.
На основании согласованного мудборда прорабатывается дизайн-концепция. При её создании желательно придерживаться исходных референсов.
Чтобы научиться создавать уникальный дизайн, нужно поглощать и переваривать чужие идей, работать с разными источниками, пробовать разные стили и техники. Однако без собственной интерпретации и личного опыта оригинальности добиться вряд ли получится.
На поверхности лежит множество универсальных идей, архетипов, тем и мотивов, которые уже нашли отклик у потребителей. Их эксплуатация даёт более слабый результат, чем творческий подход. Но в отсутствии внятной конкуренции и низкого уровня рынка получается ситуация win/win — пропорционально качеству снижаются трудозатраты и производственные издержки.