Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
22.01.2023 в 13:00

Как избежать копирования при работе с мудбордами и референсами

К чему приводит «заимствование» визуальных кодов — читаете в материале Sostav

2

Создание узнаваемого брендинга, вызывающего яркие эмоции и запрограммированные ассоциации, — процесс длительный и довольно сложный. К сожалению, такой подход часто работает только на бумаге. В основной массе рынок дизайна в России представляет собой переработку западных мудбордов и почти точное копирование чужих референсов. Как эффективно использовать чужие работы и при этом не скатиться в плагиат, Sostav рассказала Ксения Зайнашева, дизайнер с опытом работы в ведущих брендинговых агентствах и студиях Москвы — Mildberry, Студия Артемия Лебедева и ONY.

К чему приводит «заимствование» визуальных кодов

В России не так много собственных брендов, а известных во всём мире — ещё меньше. И те, и другие обычно скептически смотрели на локальных дизайнеров, предпочитая им международные бюро. Уход зарубежных компаний, импортозамещение и локализация производства освободили огромную нишу для российской индустрии дизайна. Но вместо формирования собственной школы, создания рыночной конкуренции и внятной экспертизы в «известных дизайн-студиях» включили бешеный принтер, который начал бездумно копировать чужие работы.

Вспомним нашумевшую историю с логотипом для «Вкусно и точка», который оказался похож одновременно на фирменные знаки португальской компании кормов для животных Matosmix, музыкального концерна Warner Music Group, украинских АЗС WOG и даже сети отелей Marriott. Окончательно развенчал миф о случайных совпадениях и повторяющихся паттернах практически идентичным новому логотипу концепт ребрендинга McDonald's от Рафаэля Серра. Португальский дизайнер представил его в 2021 году.

«Заимствование» визуальных кодов — в целом история неоднозначная. Знакомые элементы решают проблему узнаваемости и упрощают диалог потребителя с брендом. Но паразитируя на уже сформированных ассоциациях можно отпугнуть потребителя, память которого ещё полна воспоминаний о дешевой подделке под Snickers в виде развесных конфет «Стэп» и кроссовках Abibas на стихийном рынке у метро.

Недавний пример копирования немецкой упаковки печенья Leibniz отечественным производителем «Кременкульское». После двух лет судебного разбирательства кассация поддержала челябинского производителя печенья, а Leibniz анонсировал редизайн своей упаковки.

Закрепить за таким брендом уникальные ценности и эмоции будет практически невозможно, потому что визуал невольно заставляет потребителя сравнивать новый продукт с оригиналом.

Пользоваться готовыми идеями можно и нужно, но важен подход. Многие работают с референсами некорректно, хотя правило только одно — не копировать. Переработка зарубежных мудбордов может быть эффективным инструментом для поиска вдохновения, стиля и направления. Подражание уместно, когда мы делаем первые шаги в новой области, но творческое и профессиональное развитие требует создание оригинальных идей.

Обложка сингла Brdrline Leo Luganskiy и обложка альбома «Бордерлайн» Земфиры. Возможно, не намеренное совпадение, которое не осталось без внимания, благодаря посту в твиттере.

Пример более деликатного заимствования идеи с трафаретными постерами у Бронксского зоопарка, которая получила воплощение годом позже в айдентике сети кофеен Буше.

Отличие плагиата от вдохновения

Графический дизайнер создаёт уникальный язык коммуникации бренда и потребителя. А изучение чужих работ и идей даёт «сырьё» для будущих проектов. Подбирая референсы (примеры, образцы), можно проанализировать рынок и конкурентов, узнать о тенденциях и найти вдохновение.

Изучайте кейсы не только в своей сфере, но и в смежных или профессионально далёких отраслях. Это расширяет кругозор, развивает креативность и экспертность.

Для удобства можно разделить своё исследование на условные шаги:

  • поверхностный обзор и сбор информации из открытых источников;
  • анализ и систематизация собранных данных;
  • отбор рабочих референсов, которые соответствуют концепции вашего будущего проекта;
  • определение эталонных референсов и их адаптация под конкретный продукт.

Изучение предмета пригодится вам, даже если вы не работаете с референсами и чужими идеями. Вы можете потратить уйму драгоценного времени создавая вторичный продукт, не подозревая, что эту работу уже проделали раньше другие авторы.

Как грамотно составлять мудборды

Чтобы превратить набор референсов в стройную концепцию, отражающую настроение и стилистику будущего визуального продукта (логотипа, презентации, рекламного ролика и так далее), графические элементы нужно поместить на тематические коллажи — мудборды.

В мудбордах эффективно работают фото из физического мира, на которых запечатлены объекты или явления, их образы могут ложиться в основу графической идеи.

Если это уместно, в мудборде могут появляться решения из смежных областей. Например, из дизайна интерьера — такое решение усилит и дополнит общее настроение и вектор концепции.

Визуализация упрощает коммуникацию с клиентом или командой. В итоге вы сэкономите время, и снизите вероятность получить правки от заказчика.

Создание мудбордов лежит в экспериментальном поле, но работа с ними состоит из вполне определенных этапов.

Знакомство с проектом

На этом этапе дизайнер формируют представление о будущем продукте на основе субъективных представлений и информации от заказчика. Чем больше данных вы смогли получить сейчас, тем выше вероятность, что мудборд примут с первого раза.

Подготовка мудборда

На втором этапе дизайнер ищет и подбирает референсы по мотивам вводных от заказчика. Если у клиента есть фирменный стиль, то дизайнеры обычно адаптируют и интегрируют его отдельные элементы в новый продукт.

Если у заказчика к этому моменту не появилось четкого видения конечного продукта, стоит воспользоваться методом бенчмаркинга. Обзор и сопоставление лучших практик и мировых тенденций поможет даже далекому от дизайна клиенту обозначить привлекательные и отталкивающие паттерны, понять вариативность.

Презентация

Когда мудборд готов, наступает время презентовать его клиенту. Сразу попросите у заказчика детальный фидбэк.

На основании согласованного мудборда прорабатывается дизайн-концепция. При её создании желательно придерживаться исходных референсов.

Чтобы научиться создавать уникальный дизайн, нужно поглощать и переваривать чужие идей, работать с разными источниками, пробовать разные стили и техники. Однако без собственной интерпретации и личного опыта оригинальности добиться вряд ли получится.

На поверхности лежит множество универсальных идей, архетипов, тем и мотивов, которые уже нашли отклик у потребителей. Их эксплуатация даёт более слабый результат, чем творческий подход. Но в отсутствии внятной конкуренции и низкого уровня рынка получается ситуация win/win — пропорционально качеству снижаются трудозатраты и производственные издержки.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.