Британские акционеры главного медиаизмерителя на российском рынке - компании TNS Russia - договорились о продаже своих активов государственной исследовательской компании ВЦИОМ, а точнее её дочерней компании "ВЦИОМ-Медиа". Об этом сегодня сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на генерального директора госизмерителя Алексея Малинина и источники близкие к TNS Russia.
Вопрос о продаже TNS Russia холдингом WPP встал после принятия законопроекта депутата Лугового о запрете иностранным компаниям заниматься телеизмерениями в России. Поправки были в рекордные сроки приняты Госдумой в трех чтениях, Советом Федерации, а 4 июля 2016 года президент РФ Владимир Путин их подписал, придав им статус закона.
Таким образом, с 1 сентября 2017 года компании с иностранным капиталом не смогут заниматься телевизионными измерениями в России. Проводить исследования объема зрительской аудитории телеканалов смогут только так называемые «уполномоченные организации», которые будет выбирать Роскомнадзор сроком на три года.
По аналогии с законом об ограничении владения иностранцами российских СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале компании-медиаизмерителя. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут. Против этой инициативы, как противоречащей действующему федеральному закону о конкуренции, открыто выступил ФАС.
На данный момент крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является компания TNS Russia - она представляет группу Kantar, принадлежащую британскому коммуникационному холдингу WPP. Именно против ее многолетнего господства на российском рынке медиаизмерений и направлен закон - компания, которая занимается измерением всех основных медийных каналов коммуникации, на 100% принадлежит иностранцам.
TNS обладает самой широкой медиаизмерительной сетью, а также банком данных за 20 лет, без которого индустрия вынуждена будет начинать свое развитие фактически с нуля. Развитие же новой сети потребует огромных средств - по оценкам наших экспертов, это порядка 30 млн. долларов только на начальном этапе.
Сразу после принятия закона Госдумой во всех трех чтениях СМИ стало известно, что британские владельцы проводят консультации по продаже российского бизнеса. Переговоры курировал итальянский бизнесмен, близкий к Кремлю и банкиру Юрию Ковальчуку - Анжело Кодиньони, бывшем советнике экс-премьера Италии Сильвио Берлускони, который ранее неоднократно "светился" на российском медиарынке.
На рынке давно ходили разговоры о том, что покупателем может выступить российское государство в лице ВЦИОМ. Как выяснилось, этот Центр совсем недавно зарегистрировал в качестве отдельного юрлица компанию для медиаизмерений "ВЦИОМ-Медиа", которая до этого 10 лет была лишь структурным подразделением.
Сегодня генеральный директор "ВЦИОМ-Медиа", Алексей Малинин, официально подтвердил, что российская госкомпания (ВЦИОМ на 100% принадлежит российскому государству) договорился о покупке 80% TNS Russia. Останется ли доля в 20% за WPP, пока непонятно, представители холдинга отказываются от комментариев.
Сделка практически завершена, утверждает Малинин. «Остались только формальности», - цитируют его "Ведомости". Останется ли в TNS Russia текущий управленческий состав, пока не проясняется. Непонятна сумма сделки, а также источники ее финансирования.