В первом полугодии 2023 года средний уровень невалидного трафика в категории GIVT составил 1,4%, а в категории SIVT — 1,7%. В сравнении с результатами 2022 года, уровень недействительного трафика GIVT снизился на 52%, в то время как SIVT вырос на 70%. Общий объём мошеннического трафика практически не изменился: он сократился всего на 0,1 п. п. с 3,2% в первом полугодии 2022 года до 3,1% за аналогичный период этого года. Об этом сообщается в исследовании Weborama , поступившем в Sostav.
Категория SIVT
SIVT включает в себя проверку использования вредоносного программного обеспечения для генерации трафика, частое автообновление страниц, использование генераторов трафика и скрытую рекламу. Наиболее активной подкатегорией невалидного трафика в SIVT оказался Bad Autorefresh, который составил 0,5%. Этот вид трафика характеризуется чрезмерным автообновлением страниц или рекламных блоков с целью увеличения числа показов рекламы. Второе место поделили между собой такие метрики, как Falsified Measurement (0,4%) — фальсификация измеряемых событий, а также подмена вставки рекламы на стороне сервера, при которых реклама внедряется в транслируемый контент, и Bad External Traffic (0,4%) — когда площадка пользуется услугами генератора трафика.
«Метрики, связанные с категорией SIVT, считаются сложными и включают в себя набор алгоритмов и методологий, которые должны быть верифицированы сторонним аудитом. Также важно постоянно отслеживать паттерны и выявлять новые триггеры из-за появления более изощрённых подходов к генерации фрода со стороны подрядчиков. После того, как рынок более-менее стабилизировался, стало понятно, что простой фрод легче обнаружить. Нужны эксперты, которые смогут корректно интерпретировать результаты замеров для оптимизации закупаемого инвентаря», — рассказывают представители Weborama.
Категория GIVT
Наиболее активной подкатегорией невалидного трафика был Botnet (0,6%) — реклама, созданная с использованием серверов и машин для накрутки трафика, которые действуют как пользователи и генерируют просмотры рекламы и клики.
В 2023 году Weborama внесла обновлённую категорию невалидного трафика в свои отчёты: Fake Domains & MFA Domains (0,1%). Также появилась новая категория — Invalid Size Placements (0,1%) — рекламные блоки с маленькими, едва заметными или невидимыми размерами, которые не соответствуют стандартам отрасли. Как отмечают специалисты, эта проблема чаще всего возникает на сайтах, которые не оптимизированны для мобильных устройств.
Fake Domains & MFA Domains представляют собой фейковые сайты, созданные по шаблону и не содержащие актуального контента, а также сайты, созданные для привлечения неорганического трафика на рекламу. Мошенники MFA создают дешёвый массовый трафик, чтобы продать его по завышенной цене, объясняют специалисты. Они закупают принудительный, стимулированный и роботизированный трафик, который генерирует низкокачественный входящий трафик с использованием методов кликбейта по цене около 10−20 руб./CPM. При этом продают рекламные места на платформах обмена рекламой по значительно более высоким ценам: от 50 до 200 руб./CPM.
Brand Safety
Средний уровень безопасности бренда при размещении рекламы составил 97,4%, что на 3,2 п. п. выше, чем в предыдущем году. Специалисты связывают рост с уменьшением Blocking Keywords — отдельных слов или комбинации ключевых слов, — с 4,7% до 1,7% п. п. Они объясняют это тем, что бренды стали тщательнее относиться к выбору площадок, где откручивается реклама, и внимательнее следить за окружением, где она размещается.
Ксения Святова, руководитель направления трекинга и верификации Weborama:
Из-за ухода глобальных верификаторов интерес к средствам проверки значительно возрос, а запросы к аудиторам трафика стали более актуальными. Фрод из общих категорий невалидного трафика, такого как боты, перешёл в более изощрённые и сложные категории SIVT. При этом общий процент фрода не сильно изменился. Это случилось из-за того, что простой мошеннический трафик стал быстро распознаваться, площадки с таким трафиком перестали котироваться среди участников рынка и получать монетизацию благодаря размещениям. Поэтому компании, генерящие фрод, стали вкладываться в разработку более сложных алгоритмов мошеннического трафика, который намного тяжелее распознать. Это стимулирует рекламодателей чаще обращаться к профессионалам, которые занимаются трекингом и верификацией по аккредитованным технологиям.
Специалисты Weborama использовали для анализа показателей в 2023 года выборку общим объёмом свыше 40 млрд показов. Все они были провалидированы с помощью технологии Adloox.