«Яндекс» приобрел сервис вопросов и ответов TheQuestion в марте 2019. Теперь, спустя девять месяцев, компания представила новый сервис — «Кью», объединяющий экспертов и дающий им технологии «Яндекса» для того, чтобы люди и компании могли делиться знаниями и опытом друг с другом.
Новый сервис сохраняет атмосферу экспертного сообщества TheQuestion. Пользователи могут делиться своими знаниями и зарабатывать репутацию в темах, в которых разбираются. Для каждого из читателей формируется лента рекомендованных вопросов и ответов, которая подстраивается под его интересы и рекомендует ему материалы по темам, в которых он хочет разбираться лучше.
Серьезное внимание в сервисе уделяется среде общения. В «Кью» общаются люди с разными мнениями, опытом и жизненной позицией, поэтому сервис создает такой формат, в котором пользователям не приходило бы в голову обижать друг друга и писать грубые комментарии.
Для этого команда сервиса работала с интерфейсами, пытаясь через них передать атмосферу доброжелательного и комфортного общения. Помогают и технологии «Яндекса», помогающие быстро выявлять случаи, когда пользователи обижают друг друга и не дают возможность массового минусования, буллинга и спама.
Почему «Яндекс.Кью»?
В целом, довольно очевидно. Название нового сервиса должно было так или иначе стать преемником The Question и «Яндекс.Знатоков». «Кью» — Q — первая буква у Question, а приставка «Яндекс» определяет принадлежность к компании.
Тоня Самсонова, руководительница сервиса «Яндекс.Кью», основательница TheQuestion:
Сначала команда обратилась за помощь к пользователям TheQuestion — именно на этом сервисе, появившемся в 2015 года, сложилось большое и активное сообщество пользователей, которые сделали среду такой, какая она есть.
Наши пользователи предложили сотни вариантов, но выделить из них одно, то самое название, оказалось непростой задачей, и мы призвали на помощь агентство «Коопирайтеры». Перед ними поставили задачу более чёткую: найти название, которое будет отображать смысл сервиса, и при этом органически вставать в ряд всех проектов «Яндекса».
Вариантов тоже было немало — но один оказался в обоих списках, и с этим аргументом спорить было уже бесполезно. «Яндекс.Кью» — это и первая буква слова «question», и звучит легко и просто. Это всё равно не самое привычное название для «Яндекса»: «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», «Яндекс.Дзен» — и внезапно «Яндекс.Кью». Но в итоге все согласились, что «Кью» звучит органично и в эко-системе названий «Яндекса».
Как делали айдентику?
Общий подход к графике заключался в том, чтобы лишь подчеркнуть главное — контентную часть сервиса, расставить акценты в необходимых местах и создать комфортную атмосферу для вдумчивого чтения и приобретения новых знаний. Задачей дизайнеров было сделать айдентику сервиса, подходящего для читателей, которые стремятся разобраться в вопросе, а не просто бегло собрать информацию.
Знак сервиса — строчная, демократичная «q», состоящая из двух частей, в которой отражен дуализм сервиса, в виде связки вопрос-ответ. Элементы знака используются для акциденции в качестве фирменных кавычек.
Знак не просто является идетификатором сервиса, он формирует логику коммуникаций вокруг себя за счет вспомогательных элементов. Часть коммуникаций строится на интересных вопросах, где необходимо было создать для них больший акцент — так появился фирменный «бабл», окутывающий сам вопрос.
Александр Воронков, арт-директор коммуникационного дизайна и айдентики «Яндекс.Кью»:
Нам нужно было создать язык, созвучный с духом комьюнити сервиса TheQuestion, которое перешло вместе с командой на новую площадку. Этот язык прослеживается в названии, которое предлагает широкое поле ассоциаций, также как любой вопрос можно рассмотреть под разными углами.
В основе стиля лежит типографическая эстетика, тяготеющая к печатным изданиям, но переосмысленная и адаптированная под цифровую среду. И это первый сервис, где мы используем Yandex Serif в качестве основного шрифта.
Частью айдентики являются и дуотон фотографии, которые используются как в продукте: когда пользователь загружает свою фотографию к вопросу, так и в редакционных и промо материалах. С одной стороны — это утилитарный ход позволяет уравновесить разные пользовательские фотографии и дополнить их по содержанию.
С другой стороны — это неотъемлемая часть айдентики, в которой предусмотрено, что на разные темы можно говорить с разной тональностью и выбирать для них необходимое цветовое сочетание.
Как делали интерфейсы?
Дуотоны решают и прикладную задачу: пользователи заливают совершенно разные картинки. Другая задача — сделать так, чтобы контент привлекал внимание, а не отпугивал своей пестротой.
Сергей Терновых, арт-директор «Кью»:
Сложно сделать сервис в «Яндексе», который будет визуально отличаться от своего старшего брата — поиска, но при этом сохранит преемственность. Мы — первый сервис «Яндекса», который использует серифный шрифт. Наше название выбивается из привычного ряда названий сервисов. Мы делаем продукт, которые пользователи смогут идентифицировать и без логотипа в шапке. Чтобы пойти на такие решения, надо хорошо понимать задачу, которую должен решать твой продукт. Создавая «Кью», мы создавали сервис, в котором пользователям удобно и приятно решать свои задачи.
Сервис может иметь визуальную идентичность, но при этом, пользователь, переходя с «Яндекса» на «Кью», не должен заново изучать интерфейс — паттерны поведения в этих сервисах должны сохраниться едиными, чтобы быть интуитивно понятными. Это была сложная задача, но кажется мы с ней справились.
Павел Окрема, старший дизайнер «Кью»:
Нам важно создать ощущение от сервиса как от качественного продукта, потому что наши пользователи привыкли читать качественные медиа, значит, нам надо соответствовать и печатным материалам. Когда у издания каждая деталь элегантно сделана и отрисована, используются красивые шрифты - нашим пользователям становится понятно что сервис делали для них.
Мы хотим сверстать сайт так, чтобы человек понял, что нам не все равно, и ему тогда, поскольку мы так стараемся, тоже будет не все равно. Мы создаем этой графикой такую атмосферу, в которой невозможно написать LOL KEK, потому что когда ты берешь в руки дорогую классную книгу, ты не будешь на ней загибать листочки и рисовать рожки, а когда ты видишь красивый сервис, ты захочешь писать туда интересные тексты.
Слава Баринов, старший дизайнер «Кью»:
Создание продукта — это путь удачных решений и ошибок, которые выявляются во время жизни сервиса и в процессе исследований. В наших планах стать местом, в котором человек может себя почувствовать как дома, окруженный сообществом близких людей, где он не стесняется задавать любые вопросы. Это только первая итерация того, что мы хотим построить. Невозможно всё вытащить только на своей экспертизе и видении, поэтому для нас был бесценным опыт экспертов TheQuestion и «Знатоков» и инсайты, которые мы получили во время интервью и ux-исследований с ними. Они несомненно помогли нам сформировать облик нового сервиса.
Как был организован процесс работы над запуском «Кью»?
Илья Михайлов, арт-директор «Яндекса»:
Всегда есть соблазн сделать продукт, базирующийся на текущих компонтентах и прикрыться тем, что это консистентное решение. В ситуации с «Кью» было заранее понятно, что для этого продукта и этой аудитории привычный подход не сработает. Возможности долгого поиска альтернативных решений не было: одна пуля — один выстрел. И это означало, что в основу и продуктового, и визуального решения надо было заложить такие конструкции, которые были бы достаточно гибкими, чтобы выдерживать дальнейшую эволюцию сервиса.
Команда проекта признается, над «Кью» работали и коммуникационные, и продуктовые дизайнеры, и это было сложно — у них разный ритм производства, разная ментальность. Продуктовый дизайн, по словам креаторов, работает медленнее, чем коммуникационный, и продуктовая составляющая важнее, чем визуальная. Поэтому часто коммуникационная работа воспринимается как обслуживающий сервис, и на сформировавшийся каркас продукта пытаются натянуть красоту.
Илья Михайлов, арт-директор «Яндекса»:
Обычно работа ведется последовательно: продакт оунер ставит задачу продуктовому дизайнеру, после этого принимает работу и идет заказывать коммуникационный дизайн, для того чтобы в каналах дистрибуции было что показать. В результате человек, который делает продукт, не знает, что и как про этот продукт будут рассказывать пользователям, а человек, который рассказывает про продукт, не понимает его суть.
Более того, если продуктовый каркас не получился, то как бы ты про него не рассказывал с помощью коммуникационного дизайна, сервис все равно будет плохим. В случае «Кью» продакт оунер был не столько заказчиком, сколько полноценным участником процесса и работа коммуникации и продуктового дизайна велась одновременно.