Вчера пять сайтов, среди которых сайт частных объявлений Avito, сервис поиска недвижимости ЦИАН, сайт для поиска специалистов Profi.ru, карты 2ГИС и онлайн-кинотеатр Ivi.ru, заявили о том, что «Яндекс» ограничивает доступ к их сервисам, выдавая приоритетными в выдаче свои. И таким образом поисковик нарушает закон о конкуренции. Пресс-служба «Яндекс» ответила на претензии и объяснила подробности ситуации с «колдунщиками».
Напомним, что в письме к компании сервисы, не связанные с «Яндексом» сообщали, что они не могут получить доступ к таким интерактивным ответам. Например, на запрос «купить авто» выдаются «колдунщики» с контентом сервиса «Яндекса» Auto.ru, других предложений в этом блоке нет. Это предоставляет «определенные преференции» собственным сервисам в ущерб другим, говорит представитель Avito.
Также в записке компании предлагают дать сторонним сервисам доступ ко всем формам поисковой выдачи «на коммерческих условиях, одинаковых для всех участников рынка». Позицию этих пяти сервисов поддерживают и другие компании. По словам представителя Avito, некоторые уже готовы обратиться в ФАС.
Разъяснения пресс-службы «Яндекс»:
- Яндекс никогда не понижал естественные позиции других компаний в поиске и никогда не мешал другим компаниям рекламироваться в Яндекс.Директе. Религия Поиска — пользовательские метрики, а религия Директа — равный доступ в контекстной рекламе.
- Колдунщики Яндекса не зафиксированы в верхней позиции, они появляются в результатах выдачи только когда они повышают качество ответа на запрос пользователя. И в этом большое отличие от антимонопольного разбирательства в Европе с сервисом Google Shopping.
- Мы всегда были открыты к партнерствам. В частности, мы уже однажды делали попытку предоставить более сложный и структурированный формат сниппета в поиске компаниям-партнерам (программа «Острова» 2014 года), но тогда компании не были готовы к интеграции с Поиском. При этом специальный структурированный формат, аналогичный колдунщику, существует сейчас и в Яндекс.Директе.
- Яндекс сейчас работает над следующей версией — новым специальным интерактивным форматом в Директе, который предоставит расширенную функциональность компаниям-партнерам. Однако по-прежнему, превыше всего остаются пользовательское метрики.
- В ответ мы ожидаем встречных действий компаний (в том числе от всех авторов письма). Мы надеемся, что ссылки на сервисы Яндекса смогут появиться например на выдаче Авито (Авто.ру и Яндекс.Недвижимость), на 2ГИС (Навигатор и Справочник), на IVI (Кинопоиск), на Кассире.ру
и т. д. - Мы бы хотели присоединиться к авторам письма и расширить список его адресатов до других компаний. Например, все мы должны получить равный доступ к выдаче поиска Гугла, Мейла и Рамблера.
- Мы бы хотели поддержать авторов письма и запретить запрещать доступ к ресурсам крупных рекламных сетей. В отличие от Яндекс.Директа (который допускает любых конкурентов к площадке), некоторые крупнейшие рекламные площадки (включая часть авторов письма) просто запрещают размещение конкурентов у себя.
- Письмо затрагивает важные проблемы, но их нужно обсуждать в контексте общих принципов взаимоотношений в отрасли. Мы всегда открыты для такой дискуссии.