Слушатели секретного доклада «Яндекса» всегда ожидают прорывных идей, которые изменят жизнь простых пользователей. Компания традиционно оправдывает ожидания и «припасает» громкий проект к Yet Another Conference on Marketing. В 2012 году она представила собственный браузер, в 2013-м мир узнал о системе «Острова» и платформе «Атом».
Нынешний год не стал исключением: «Яндекс» презентовал музыкальный сервис «Яндекс.Радио» — вполне естественное дополнение к уже существующей «Яндекс.Музыке». С помощью нового проекта компания хочет охватить основные сценарии потребления медиаконтента: lean back и lean forward. Основанные на движении потребителя при чтении (вперед/назад), эти понятия маркируют активного и пассивного зрителя, слушателя, читателя.
Пользователи «Яндекс.Музыки» — типичные представители модели lean forward. Они сами определяют, что хотят послушать, составляют плейлисты, сортируют альбомы, ищут новую музыку. Совершенно другой сценарий подразумевает lean back: потребление «упакованного» контента, который подобран третьей стороной. Именно такой продукт предлагает «Яндекс.Радио»: готовый саундтрек для любой ситуации. Чтобы проснуться или расслабиться, достаточно выбрать станцию — по жанру, настроению или контексту.
Сервис может предложить более 100 станций и более 20 миллионов треков из фонотеки «Яндекс.Музыки». За индивидуальную настройку отвечает рекомендательная технология «Диско». Чем дольше пользователь слушает «Радио», тем больше система узнаёт о его вкусах. Обучение можно ускорить, если ставить оценки трекам в эфире.
Хотя «Яндекс» утверждает, что его музыкальный стриминговый сервис на основе рекламной модели является пионером российского рынка, это не совсем так. Бесплатные подкасты с рекламой имеются у Guvera и Zvooq. Подборки на разные вкусы были и у закрывшегося портала Svoy.ru. Пожалуй, дальше остальных продвинулся Spotify, однако сервис отказался от развития в России из-за сложной экономической ситуации.
«Яндекс» полностью уверен в перспективности рекламной бизнес-модели. Это связано с проникновением мобильного интернета, ростом мобильной аудитории у стриминговых сервисов, ростом потребления музыкального онлайн-контента и падением популярности классических радиоформатов. По данным IFPI, онлайн-продажи музыки уже занимают 51% российского рынка. Рост обеспечивают загрузки отдельных треков (пока), реклама и подписка.
На «Яндекс.Радио» будет аудиореклама, которую пользователь услышит несколько раз в час. Избавиться от нее можно, оформив платную подписку на «Яндекс.Музыку» (или включив станцию «Секс»). Рекламодателям обещан тонкий таргетинг и ряд эксклюзивных инструментов, которые позволят обращаться напрямую к целевой аудитории и составлять точные отчёты о кампаниях.
Онлайн-аудиореклама совмещает в себе аудиоролик, текстовое объявление и баннер. Кликнув по рекламе, пользователь окажется на landing page рекламодателя. В идеале «Яндекс» видит такую картину: пользователь проходит мимо пекарни, и сервис включает рекламу заведения.
Основными преимуществами формата «Яндекс» видит высокую степень вовлечения, 100-процентную видимость/слышимость объявлений, качественный контекст за счет персонализации, отсутствие рекламного шума, кроссплатформенный формат, продленный контакт с рекламой и нативность.
Валентин Чернавин , руководитель отдела проектов агентства «Профитатор»
Инструмент будет выгоден для рекламодателей в сфере шоу-бизнеса: так, поклонникам классической музыки предложат приобрести билет в оперу, а любителям поп- или рок-музыки посетить концерт. К пример, сейчас мюзикл «Призрак Оперы» тратит заметный бюджет на наружную рекламу, а вот Яндекс.Радио помог бы увеличить продажи билетов с меньшими бюджетными расходами и большим охватом целевой аудитории. Интересным инструмент может стать и для сервисов по доставке товаров и продуктов, а также для брендов, занимающихся имиджевой рекламой.
Александра Садовничая, директор по размещению рекламы на радио Code of Trade (OMD MD | PHD Group)
Однако составить достойную конкуренцию FM-радиостанциям будет, безусловно, довольно сложно, так как последние всегда славились эмоциональной привязанностью и высокой степенью доверия аудитории благодаря интерактивному общению со слушателями, чего онлайн-радио пока не в состоянии обеспечить.