Сервис объявлений «Юла» вместе с сервисом по подбору психотерапевтов «Мета» и аналитическим агентством ResearchMe провели исследование о спонтанных покупках в интернете и об отношении россиян к «чёрной пятнице» (есть в распоряжении Sostav). Согласно результатам, 50% респондентов совершают спонтанные покупки в интернете. Чаще всего они покупают одежду (31%), электронику (29%), косметику и украшения (по 19%).
Каждый второй опрошенный мужчина отметил, что спонтанно приобретает электронику, каждая третья женщина — одежду. 20% респондентов совершают подобные покупки почти каждую неделю, около трети раз в 2−3 месяца, 27% — не более раза в месяц.
Авторы исследования выяснили, что две трети респондентов положительно относятся к ноябрьским распродажам. Они считают их выгодными, поскольку можно купить товары с большими скидками. Чуть менее четверти опрошенных игнорируют «чёрную пятницу» и не совершают покупки в этот день. 17% негативно относятся к распродажам и не верят в большие скидки и акции.
Увеличение роста спонтанных покупок аналитики связывают с тем, что они являются одним из эффективных способов кратковременно снизить тревогу в условиях пандемии. По данным «Меты», за год спрос на услуги психотерапии в Москве увеличился в два раза, а в регионах — в 3,5 раза. При этом начиная с третьего квартала 2020 года основными проблемами, с которыми приходят клиенты, являются «тревога, беспокойство, трудности с управлением тревогой». В «чёрную пятницу» люди склонны в два раза чаще совершать спонтанные покупки. По мнению психологов, на это влияет сразу несколько факторов:
- Покупка как успокоение в ситуации неопределенности. В данном случае она может стать временным средством совладания с тревогой или любыми негативными чувствами и эмоциями.
- Покупка как способ сказать что-то другому. Люди, испытывающие напряжение во взаимоотношениях, используют её как часть коммуникации. Купить что-то партнёру назло, за его счёт или вопреки его мнению — это все часть послания, часть коммуникации.
- Покупка как отклик на потребности внутреннего ребенка. Если мы не создаем пространство для удовлетворения своего «хочу», то внутренний ребёнок берёт управление в свои руки и утешает себя спонтанными покупками с эффектом быстрого удовольствия.
Также в ходе опроса выяснилось, что большинство респондентов (70%) сталкивались с ситуацией, когда купленная вещь не пригодилась. Чаще всего такие вещи отдают знакомым (39%) или продают через социальные сети и сайты объявлений (37%).
Когда появляется возможность купить что-то дешевле, люди пользуются этой возможностью, пытаясь предугадать свои потребности в будущем, отмечают психологи. Однако, по их мнению, не всегда эти потребности правильно оцениваются. Неточная оценка потребностей может приводить к лишним покупкам.
В прошлую «чёрную пятницу» на «Юле» чаще всего приобретали одежду (10% от общего числа сделок), мобильные телефоны (5,3%), платья и юбки (4,7%) и аксессуары (3,8%).
Продажи в этот день вырастают и у профессиональных продавцов: самые востребованные категории в «чёрную пятницу» у бизнес-аккаунтов на «Юле» — это мобильные телефоны, техника и электроника, одежда и обувь, автозапчасти, игрушки и товары для красоты и здоровья.
В опросе приняли участие более 1,2 тыс. респондентов по всей России.
Ранее исследование провёл медиахолдинг Rambler&Co. По его данным, россияне в «чёрную пятницу» чаще всего покупают еду и напитки по спецпредложениям. При этом 85% опрошенных выразили недоверие скидочным ценам.