Депутаты Валерий Гартунг и Федот Тумусов от партии «Справедливая Россия — За правду», а также Ирина Филатова от фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект, запрещающий участвовать в торгах на размещение наружной рекламы лицам с долей более 35% на рынке региона. Документ опубликован в думской электронной базе 27 февраля и вносит изменения в законы «О рекламе», «О защите конкуренции», а также другие акты «с целью устранения монополизации рынка наружной рекламы». На законопроект обратил внимание «Коммерсантъ».
Авторы инициативы предложили ввести понятие «преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы» и связанные с ним правовые последствия. Согласно документу, преимущественной будет считаться доля превышающая 35% на территориях муниципалитетов, городских округов, а также в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Лицо, чья доля превышает указанный порог лишается права участвовать в торгах.
В документе уточняется, что Роскомнадзор должны наделить полномочиями по установлению требований к компьютерным программам, применяемым для распространения рекламы с использованием электронного табло. По мнению депутатов, это позволит предотвратить утечку информации, имеющей коммерческую ценность, и угрозу «нанесения вреда интересам общества и государства».
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в настоящее время «сетями рекламных конструкций, установленных на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы и используемых для оказания услуг по распространению рекламы, фактически владеют существенно меньше, чем десять операторов».
Принятие внесённого законопроекта позволит избежать «обострения конкуренции» и «серьёзных колебаний рынка» в связи с завершением сроков эксплуатации большого числа рекламных конструкций, которые находятся в госсобственности, считает гендиректор холдинга Maer Константин Майор. Он подчеркнул, что для небольших и региональных участников «это вопрос выживания», «они вряд ли смогут конкурировать на торгах с крупными игроками, скупающими рекламную инфраструктуру повсеместно».
К крупным участникам рынка, которые пострадают от принятия данной инициативы, относится Russ (более 50% рынка наружной рекламы), уточнил «Ъ» директор сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards Андрей Байдужий. По его словам, доля компании в регионах, Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке значительно превышает планку, установленную законопроектом.
Кроме того, под удар, по мнению эксперта, попадают РИМ и «Дрим», доли которых в Казани, Ярославле, Воронеже, Волгограде более 35%. В то же время эксперт сомневается, что законопроект может стимулировать конкуренцию на рынке, скорее «сделает его фрагментированным».
22 февраля группа депутатов Госдумы от разных фракций внесла в нижнюю палату парламента законопроект, по сути, противоположный — о пролонгации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сейчас права на размещение на таких конструкциях разыгрываются в ходе торгов и ограничиваются десятью годами. Новый законопроект может закрепить за операторами возможность до конца 2024 года продлить действующие контракты на указанные конструкции на срок до 10 лет. До 1 марта 2023 года пролонгировать аналогичные контракты можно было на один год. Однако действие этой нормы истекло.
Собеседники «Ъ» в рекламной отрасли предположили, что законопроект о пролонгации муниципальных и государственных контрактов для операторов будет принят, а второй — о доле операторов — отклонят, поскольку «в приоритете компании, приносящие прибыль и оказывающие поддержку государству».
Ранее участники и эксперты рекламного рынка отметили, что предложенные депутатами меры в рамках законопроекта о пролонгации стабилизируют рынок и дадут возможность операторам сосредоточиться на развитии, вкладываясь в собственную инфраструктуру, импортозамещающие производства и технологии.