Рекламное законодательство в Китае

2016-12-07 10:00:20 4220

Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в КНР, является Закон КНР «О рекламе». Данный закон был принят на 10-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 27 октября 1994 г. В целом данный закон четко повторяет основные концепции Международного кодекса рекламной практики, но имеет ряд своих особенностей, о которых речь пойдет ниже.

В ст. 3-5 закон закрепляет базовые принципы, не лишенные патетики и социалистического колорита, для содержания рекламы и осуществления рекламной деятельности:

- Реклама должна быть достоверной, законной, отвечать требованиям социалистического культурного и духовного развития.

- Реклама не должна содержать недостоверные сведения, обманывать или вводить потребителя в заблуждение.

- При ведении деятельности в сфере рекламы рекламодатели, рекламные агенты, рекламораспространители должны соблюдать положения законодательства и подзаконных актов и следовать принципам справедливости, честности и доверия.

Важно отметить, что для осуществления рекламной деятельности в Китае предъявляется ряд организационно-административных требований, так ст. 25 определяет, что:

- при ведении деятельности в сфере рекламы необходимо наличие технических специалистов и оборудования, а также оформление согласно закону регистрации компании или деятельности в сфере рекламы;

- реализуемые товары или предоставляемые услуги, указанные в рекламе, самостоятельно изготовленной рекламодателем или разработанной, изготовленной и распространяемой иными лицами по поручению, должны соответствовать сфере деятельности рекламодателя (ст. 23);

- рекламодатель должен поручать разработку, производство и распространение рекламы рекламным агентам и рекламораспространителям, которые согласно закону имеют соответствующий статус (ст. 22).

Определяя круг субъектов рекламных отношений, закон закрепляет статус «рекламного агента», т.е. посредника при оказании рекламных услуг, к его деятельности предъявляются особые требования и закреплена его ответственность, нужно отметить, что российский рекламный закон не регламентирует деятельность рекламных агентов, что весьма часто приводит к злоупотреблениям со стороны последних, поэтому китайский опыт был бы полезен отечественной индустрии.

В статье 7 определены общие требования к рекламе, так Реклама не должна:

1) использовать государственный флаг, герб или гимн КНР;

2) использовать наименования государственных органов или выступать от имени сотрудников государственных органов;

3) использовать формулировки «государственный уровень», «самый высокий уровень», «самый лучший» и др.;

4) ставить под угрозу общественную стабильность, безопасность личности или имущества, наносить ущерб публичным интересам;

5) ставить под угрозу общественный порядок и противоречить здоровой общественной морали;

6) содержать непристойности, суеверия, сцены ужаса, насилия

7) содержать дискриминацию по национальному, расовому, религиозному или половому признаку;
8) препятствовать охране окружающей среды и природных ресурсов.

Статья 9 решает проблему мелкого шрифта, указывая, что содержащаяся в рекламе информация о функциях, месте изготовления, назначении, качестве, стоимости, производителе, сроке годности, гарантии в отношении товара или информация о содержании, форме, качестве, стоимости, гарантии в отношении услуги должна быть разборчивой и понятной. Также данная статья закрепляет требования к рекламе стимулирующих мероприятий: при наличии в рекламе утверждения о предоставлении дополнительных подарков в целях реализации товаров или предоставления услуг необходимо указать тип и количество предоставляемых подарков.

Статья 10 регулирует вопросы использования статистических данных: используемые в рекламе данные, статистические сведения, результаты опросов, выдержки из текстов, цитаты должны быть достоверными, точными; кроме того, необходимо указать источник данной информации.

Довольно экзотичные требования к рекламе продукции, защищенной патентом, содержится в ст. 11 - В случае если реклама касается защищенной патентом продукции или патентованных способов производства, необходимо указать номер и тип патента. При отсутствии патентных прав не допускается использование в рекламе ложных утверждений о наличии патентных прав. Использование в рекламе заявок на выдачу патента, по которой не получены патентные права, а также прекращенных, аннулированных или недействительных патентов запрещено.

Помимо традиционных особых требований и запретов к рекламе медизделий, табака и алкоголя, китайский рекламный закон отдельную статью посвятил рекламе пестицидов (ст. 18). Реклама сельскохозяйственных химикатов (пестицидов) не должна включать следующее содержание:

  1. категоричные утверждения о безопасности использования (нетоксичности или безвредность);
  2. заявления и заверения об эффективности, не подтверждаемые научно;
  3. символы, текст или изображения, нарушающие правила безопасности использования сельскохозяйственных химикатов (пестицидов);
  4. иное содержание, запрещаемое положениями законодательства и подзаконных актов.

Ст. 34 закрепляет институт государственно проверки рекламы отдельных видов товаров, так содержание рекламы лекарств, медицинского оборудования, сельскохозяйственных химикатов (пестицидов), ветеринарных препаратов, распространяемой при помощи радиовещания, кинофильмов, телевидения, газет, периодических изданий и иных средств массовой информации, а также другой рекламы, которая должна быть проверена в соответствии с положениями законодательства и подзаконных актов, подлежит проверке до публикации в соответствии с положениями законодательства и подзаконных актов соответствующими компетентными органами. Нужно отметить, что в РФ такого института нет, хотя с учетом сложности и противоречивости рекламных материалов, с точки зрения их восприятия потребителями такой институт был бы очень кстати для отечественной рекламной индустрии.

Но наибольший интерес в комментируемом законе представляют положения, касающиеся ответственности за нарушение рекламного закона, содержащиеся в ст. 37-48. За нарушение рекламного закона к нарушителю могут быть примерны следующие санкции:

- выдача предписание о прекращении рекламодателем распространения рекламы и ликвидации негативных последствий посредством публичных опровержений на сумму, равную платежам за рекламу,

- штраф от 1-кратной до 5-кратной суммы платежей за рекламу (цены договора, которому размещалась ненадлежащая реклама);

- конфискация полученных рекламным агентом или рекламораспространителем платежей за рекламу;

- при наличии отягчающих обстоятельств, контролирующий орган издает предписание о прекращении деятельности в сфере рекламы.

Для сравнения в РФ нарушителю выдается предписание и применяются административный штраф, как правило, 100 000 для юридического лица.

И для закрепления уже классичеий пример китайкой рекламы

https://www.youtube.com/watch?v=kmRtkQn3L8k