Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в КНР, является Закон КНР «О рекламе». Данный закон был принят на 10-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 27 октября 1994 г. В целом данный закон четко повторяет основные концепции Международного кодекса рекламной практики, но имеет ряд своих особенностей, о которых речь пойдет ниже.
В ст. 3-5 закон закрепляет базовые принципы, не лишенные патетики и социалистического колорита, для содержания рекламы и осуществления рекламной деятельности:
- Реклама должна быть достоверной, законной, отвечать требованиям социалистического культурного и духовного развития.
- Реклама не должна содержать недостоверные сведения, обманывать или вводить потребителя в заблуждение.
- При ведении деятельности в сфере рекламы рекламодатели, рекламные агенты, рекламораспространители должны соблюдать положения законодательства и подзаконных актов и следовать принципам справедливости, честности и доверия.
Важно отметить, что для осуществления рекламной деятельности в Китае предъявляется ряд организационно-административных требований, так ст. 25 определяет, что:
- при ведении деятельности в сфере рекламы необходимо наличие технических специалистов и оборудования, а также оформление согласно закону регистрации компании или деятельности в сфере рекламы;
- реализуемые товары или предоставляемые услуги, указанные в рекламе, самостоятельно изготовленной рекламодателем или разработанной, изготовленной и распространяемой иными лицами по поручению, должны соответствовать сфере деятельности рекламодателя (ст. 23);
- рекламодатель должен поручать разработку, производство и распространение рекламы рекламным агентам и рекламораспространителям, которые согласно закону имеют соответствующий статус (ст. 22).
Определяя круг субъектов рекламных отношений, закон закрепляет статус «рекламного агента», т.е. посредника при оказании рекламных услуг, к его деятельности предъявляются особые требования и закреплена его ответственность, нужно отметить, что российский рекламный закон не регламентирует деятельность рекламных агентов, что весьма часто приводит к злоупотреблениям со стороны последних, поэтому китайский опыт был бы полезен отечественной индустрии.
В статье 7 определены общие требования к рекламе, так Реклама не должна:
1) использовать государственный флаг, герб или гимн КНР;
2) использовать наименования государственных органов или выступать от имени сотрудников государственных органов;
3) использовать формулировки «государственный уровень», «самый высокий уровень», «самый лучший» и др.;
4) ставить под угрозу общественную стабильность, безопасность личности или имущества, наносить ущерб публичным интересам;
5) ставить под угрозу общественный порядок и противоречить здоровой общественной морали;
6) содержать непристойности, суеверия, сцены ужаса, насилия
7) содержать дискриминацию по национальному, расовому, религиозному или половому признаку;
8) препятствовать охране окружающей среды и природных ресурсов.
Статья 9 решает проблему мелкого шрифта, указывая, что содержащаяся в рекламе информация о функциях, месте изготовления, назначении, качестве, стоимости, производителе, сроке годности, гарантии в отношении товара или информация о содержании, форме, качестве, стоимости, гарантии в отношении услуги должна быть разборчивой и понятной. Также данная статья закрепляет требования к рекламе стимулирующих мероприятий: при наличии в рекламе утверждения о предоставлении дополнительных подарков в целях реализации товаров или предоставления услуг необходимо указать тип и количество предоставляемых подарков.
Статья 10 регулирует вопросы использования статистических данных: используемые в рекламе данные, статистические сведения, результаты опросов, выдержки из текстов, цитаты должны быть достоверными, точными; кроме того, необходимо указать источник данной информации.
Довольно экзотичные требования к рекламе продукции, защищенной патентом, содержится в ст. 11 - В случае если реклама касается защищенной патентом продукции или патентованных способов производства, необходимо указать номер и тип патента. При отсутствии патентных прав не допускается использование в рекламе ложных утверждений о наличии патентных прав. Использование в рекламе заявок на выдачу патента, по которой не получены патентные права, а также прекращенных, аннулированных или недействительных патентов запрещено.
Помимо традиционных особых требований и запретов к рекламе медизделий, табака и алкоголя, китайский рекламный закон отдельную статью посвятил рекламе пестицидов (ст. 18). Реклама сельскохозяйственных химикатов (пестицидов) не должна включать следующее содержание:
Ст. 34 закрепляет институт государственно проверки рекламы отдельных видов товаров, так содержание рекламы лекарств, медицинского оборудования, сельскохозяйственных химикатов (пестицидов), ветеринарных препаратов, распространяемой при помощи радиовещания, кинофильмов, телевидения, газет, периодических изданий и иных средств массовой информации, а также другой рекламы, которая должна быть проверена в соответствии с положениями законодательства и подзаконных актов, подлежит проверке до публикации в соответствии с положениями законодательства и подзаконных актов соответствующими компетентными органами. Нужно отметить, что в РФ такого института нет, хотя с учетом сложности и противоречивости рекламных материалов, с точки зрения их восприятия потребителями такой институт был бы очень кстати для отечественной рекламной индустрии.
Но наибольший интерес в комментируемом законе представляют положения, касающиеся ответственности за нарушение рекламного закона, содержащиеся в ст. 37-48. За нарушение рекламного закона к нарушителю могут быть примерны следующие санкции:
- выдача предписание о прекращении рекламодателем распространения рекламы и ликвидации негативных последствий посредством публичных опровержений на сумму, равную платежам за рекламу,
- штраф от 1-кратной до 5-кратной суммы платежей за рекламу (цены договора, которому размещалась ненадлежащая реклама);
- конфискация полученных рекламным агентом или рекламораспространителем платежей за рекламу;
- при наличии отягчающих обстоятельств, контролирующий орган издает предписание о прекращении деятельности в сфере рекламы.
Для сравнения в РФ нарушителю выдается предписание и применяются административный штраф, как правило, 100 000 для юридического лица.
И для закрепления уже классичеий пример китайкой рекламы
https://www.youtube.com/watch?v=kmRtkQn3L8k