Повтор не всегда скучно. Повтор – это древнейший прием, который пришел к нам из поэзии, музыки, фольклора, литературы. Зачем нужно повторять? И как повторять, чтобы это было выразительно и оригинально?
1.Повтор для запоминаемости. Реклама часто построена на повторе, чтобы бренд запомнился. Повтор часто не имеет особого смысла и служит только для того, чтобы мы повторили корень или часть слова. Например,
В названии семейного центра «Ого-город» повторяется первый слог слова «город». Если бы бренд назывался «Город», было бы скучно. А так убивается сразу два зайца: название становится эмоциональным («ого» – это междометье со значением удивления), и оно запоминается.
В названии пельменей «Сам Самыч» я с помощью повтора корня «сам» добилась также двух целей: во-первых, бренд получился очень живым (т.к. Сам Самыч напоминает имя и отчество человека), а за счет повтора он еще и запоминается.
2.Повтор для регистрации. Как говорится, не мытьем, так катаньем. Если слово занято, удвойте его – и будет вам счастье. Опять же два слова лучше, чем одно: так ярче и запоминается лучше. Примеров, таких удвоений много:
Магазины сети LavkaLavka, барбершоп Chop-Chop, столовая Чав-чав.
3.Повтор для понимания количества. Иногда повторение нужно для того, чтобы наглядно выразить количество или длительность. Например,
Известный слоган советской эпохи: «Учиться, учиться и еще раз учиться» - через повтор показывает важность, повторяемость и длительность этого процесса.
Слоган РА BBDO: The Work. The Work. The Work – формулирует с помощью повтора важнейшие принципы компании: перфекционизм, «трудоголизм» и нацеленность на результат.
Известная фраза: «Слова, слова, слова» - это ответ Гамлета на вопрос Полония («Что вы читаете, принц?»). Эта фраза означает многословие, пустые обещания, бла-бла-бла.
«Мимимишно|мимими» – значит трогательно, «милота», умиление. Слово за счет трехкратного повтора «ми» сознательно делает слово не просто милым, а приторно-милым.
Название фильма «Волга-Волга» использует повтор для отражения сюжета: плывут два ансамбля художественной самодеятельности, поэтому и в названии два раза используется слово «Волга».
Слоган батарейки Energizer: It keeps going and going and going / Она продолжает работать, работать и работать – трехкратным повтором убеждает нас, что это действительно долгоиграющий бренд. Сравните с фразой: "Она долго работает" - и вы увидите, наскотько повтор сильнее и ярче.
4.Повтор для красоты. Повтор, но не буквальный, служит эстетическим целям. Повторяя, мы словно любуемся брендом. При этом остальные задачи повтора (например, запоминаемость) могут также присутствовать. Например,
«Чистота – чисто Tide» - этот слоган Tide является одним из классических хрестоматийных примеров повтора. Эффект слогана объясняется тем, что в повторе использована игра слов.
«Фольга Фогеля» - название для фольги я обыграла с помощью оригинального повтора. Фольга и Фогель состоят практически из одинаковых звуков, но их последовательность разная. И это определяет красивый звуковой эффект названия.
«Кофефест|Cofefest» - в моем названии для сети кофеен также используется повтор (слог «фе») и игра слов (кофе – фест/фиеста) с целью достижения красивого эффекта.
Роза Азора – сокращение палиндрома «А роза упала на лапу Азора» - здесь также красивый повтор звуков, создающих магический эффект.
5.Рифма – как поэтический вариант повтора. Рифма – это созвучие в окончаниях. Она используется сразу в нескольких целях: для запоминания, для красоты и для выразительности. Например,
Персонаж Робин-Боббин, коктейль Тутти-фрутти, сеть ТикТок, техника окрашивания ткани Тай-дай, лучшее время прайм-тайм.
"Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way" - рифма служит для запоминания, и она придает веселье и игривость детскому бренду в духе считалочек.
"В животе ураган - принимай Эспумизан" - рифма помагает психологически снизить напряжение и запомнить название лекарства.
Итак, делаем вывод. Повторяйтесь, т.к. это простой, но испытанный веками прием. Повторяйтесь, т.к. это красиво, понятно, выразительно. Повторяйтесь буквально, т.к. это запоминается и продается. Повторяется с нюансами, т.к. это эффектно. Продолжение следует.
Что еще почитать по теме: