У всего есть обратная сторона. И сегодняшняя непростая ситуация в мире оказалась позитивной для российской IT-сферы. Ушли крупные западные лидеры. А потребность в цифровых брендах не только осталась, но с каждым днем требуется все больше IT-решений. А им, в свою очередь, нужны неймы. То есть вы...
За последние полгода я сделала пять больших нейминговых проекта для разных клиентов. Это и российские, и западные компании, среди них IT-лидеры и производственные компании, которым нужны цифровые бренды, большие и не очень, известные и нет, классические и современные. В общем, если в месяц я делаю примерно два-три нейминга, то один из них будет обязательно цифровым.
Хочу дать несколько советов тем, кто будет работать с такими же брифами…
Совет 1. Не бойтесь digital и IT-брифов
Нейминг для таких компаний делается не айтишниками, а неймерами. Например, название для Blackberry придумал неймер. И отсутствие вашей погруженности в цифровой мир, возможно, даже к лучшему. Это позволит вам найти оригинальные метафоры и придумать название «человеческое» и «образное», а не диджитальное.
Совет 2. Погрузитесь в мир IT
Несмотря на предыдущий абзац, погрузиться в мир IT вам все-такие придется. Погуглите термины, найдите словарь программиста, разберитесь, что такое ПО, софт, тера, бит, agile, скрипт, демон, питон и прочие «словечки». Это поможет вам найти интересные слова и ассоциации. Например, я на этом этапе нашла фразу artificial intelligence (искусственный интеллект) – и это помогло мне придумать финальное название.
Совет 3. Запросите инсайдерскую информацию
Попросите рассказать вам о компании и о команде разработчиков. О том, какие IT-решения делаются сегодня и планируется делать в будущем. Зачем это надо? Есть айтишники серьезные, а есть веселые. Кто-то хочет быть Intel, а кто-то red_mad_robot. И это, поверьте, разные направления и разные результаты.
Совет 4. Соберите референсы названий
Уточните у клиента, какие названия придуманы внутри компании. Или какие названия нравятся/не нравятся. Это будет вашим референсом. И это покажет, какой вкус у команды и какие внутренние ожидания клиента от вашей работы. Кроме этого, референсы можно проанализировать: короткие или длинные, серьезные или креативные, существующие или фантазийные...
Важно: если референсов в брифе нет, предложите клиенту прокомментировать названия известных брендов.
Совет 5. Продумайте язык будущего нейминга
Очень важно понять, на каком языке вы будете придумывать. Глобально есть два направления: кириллица и латиница. И для обоих направлений есть свои причины. С одной стороны, сейчас самое время для российских брендов, даже в сфере IT. С другой стороны, IT-сфера традиционно тяготеет к английскому и цифровым ассоциациям. Кроме того, многие цифровые компании планируют работать не только с российскими, но и с международными заказчиками (если не в Европе, то в Азии). Возможно, стоит придумать фифти-фифти: часть названий – на латыни/английском, а часть - на русском.
Подведем итоги: IT-нейминг делается по тем же правилам и с теми же приемами, что и обычный. Но придется углубиться в тему. И в этом может помочь клиент. Также надо будет проанализировать референсы и решить, в каком направлении двигаться. И еще важно определить характер бренда и язык нейминга. А далее все, как обычно. Думаем, проверяем, презентуем.