Мои студенты часто спрашивают меня, где я беру клиентов. Сегодня я решила собрать все известные мне нерекламные способы поиска заказов и рассказать, откуда берутся клиенты и заказы на нейминг. Итак, поговорим о 10 способах, как рассказать о себе, найти клиента, получить заказ, сделать портфолио и получить деньги и славу. При этом не платя за все это нигде и никому.
Для начала давайте договоримся, что под «нерекламными» я имею в виду способы получения заказов без использования денег и рекламных инструментов. Так сложилось, что я никогда не заказывала контекстную рекламу, не платила площадкам, каналам, блогерам/инфлюенсерам. Как же, в таком случае, я рекламируюсь? А я не рекламируюсь. По крайней мере, в коммерческом смысле этого слова.
Я знаю, что некоторые не верят в его эффективность и считают, что это не быстрый и не надежный инструмент. Я же думаю, что основных клиентов, а также студентов я нахожу именно этим способом. Точнее так… Они меня находят сами и пишут мне на Whats app или звонят и говорят, что им такой-то (человек) меня порекомендовал. И им нужен нейминг. Я созваниваюсь, рассказываю о себе, присылаю свое портфолио/презентацию своих проектов, обговариваю условия. И если все устраивает, то получаю заказ.
Да, очень важный момент: я даю таким клиентам скидку 20/30%, так как считаю их своими "в некотором роде знакомыми". Также это можно назвать «комплиментом» в адрес тех, кто меня порекомендовал, даже если они это сделали случайно. Если честно, мне приятно, что меня помнят, ценят и рекомендуют.
Приведу пример. Недавно мне позвонила девушка и сказала, что обратилась ко мне по совету Дмитрия, для которого я когда-то делала название и с которым она играет в теннис. Мне было очень приятно, что проект, который я делала восемь-десять лет назад, до сих пор жив, что меня помнят и до сих пор рекомендуют знакомым.
Не все могут похвастаться вторым и третьим проектом с одним и тем же клиентом. А я могу похвастаться даже четвертым… Объясняю я это себе тем, что я очень хорошо делаю свою работу, соблюдаю сроки и договоренности, «разруливаю» проблемы, обладаю экспертизой не только в нейминге и копирайтинге, но и в брендинге, знаю рынок и могу посоветовать и дать контакты по всем вопросам нейминга, брендинга, стратегии, регистрации и дизайна. Поэтому со мной удобно и результативно. И клиенты возвращаются с новыми идеями и стартапами. Таким клиентам я тоже даю скидку – за верность и многолетнюю дружбу.
Я преподаю уже двадцать лет копирайтинг, нейминг, вербальный брендинг, тексты, слоганы и искусство презентаций. За это время у меня обучились многие сегодняшние КД и групп-хэды. Сегодня я большинству из них могу сказать фразу, которую сказал Державин в адрес Пушкина: «Победителю-ученику от побежденного учителя», т.к. многие из них достигли гораздо больших успехов и наград, чем я: это и Каннские львы, и собственные агентства, и свои школы, блоги, каналы, подкасты… Но я их когда-то учила и передала им то, что когда-то знала сама, – и это для меня и для них очень важно.
Также ко мне на курсы и лекции приходят бренд-менеджеры, стратеги, собственники и дизайнеры компаний. Я помогаю им разобраться с неймингом, сделать себе хорошее название, понять критерии, что хорошо и плохо с неймингом. И потом они возвращаются ко мне уже в качестве клиентов или рекомендуют меня своим знакомым или своим клиентам.
Своей миссией я считаю популяризацию нейминга как профессии. Поэтому я с удовольствием делаю не только платные, но и бесплатные лекции на тему нейминга. А в последнее время рассказываю о вербальном брендинге, куда отношу не только нейминг, но и дескриптор, слоган, домен. Я стараюсь раскрывать все эти темы на примерах русских названий и русских кейсов. Это вызывает большое удивление у аудитории, особенно региональной, так как существует убеждение, что качественный нейминг или копирайтинг делается только на английском и с большими бюджетами. Я же делюсь своим опытом разработки названий на русском языке для русских стартапов. И всегда уделяю большое внимание слову как главному инструменту коммуникации.
С таких лекций впоследствии обязательно приходят интересные люди – кто-то хочет у меня учиться, а кто-то - заказать название. И как правило, эти люди вдохновлены каким-то конкретным моим кейсом и заряжены идеей сделать интересный уникальный нейминг. А мне с подобными запросами работать намного интереснее и проще.
В отличие от предыдущего способа, на фестивалях мы имеем дело с профессиональной и очень продвинутой аудиторией. Поэтому приглашают туда обычно с трендовыми темами. И ждут тонкостей разбора кейсов и языковых нюансов. Плюсами таких выступлений является PR – благодаря выступлению на фестивалях вы получаете известность в профессиональной среде. Среди слушателей могут быть также будущие заказчики или будущие студенты.
Приведу пример. В прошлом году я выступила на Медиасаммите во Владивостоке с лекцией про вербальную айдентику. Показывала примеры нейминга и слоганов на русском языке. Было приятно, что эта тема собрала много народу. Был также интерес среди студентов, которым я прочитала отдельную лекцию (по приглашению Дальневосточного университета). А через полгода мне написал Роман из Владивостока с просьбой сделать название на японском языке для ТМ морепродуктов. Обратился он ко мне после того самого приезда. И именно мое выступление убедило его, что я смогу сделать нейминг на японском языке. Почему на японском? Потому что бренд планируется экспортировать в Японии.
Оно может быть в интернете или в PDF, на Behance или на вашем лендинге – не важно, важно, чтобы оно было актуальным и конкурентным. Портфолио – это лучшее доказательство того, что вы профессионал и сделали много проектов, а следовательно, готовы взять заказ и хорошо его сделать. В моем портфолио не только проекты по категориям: B2B и B2C, для крупных брендов и стартапов, но и есть подробное описание моего опыта, а также моего подхода к неймингу. И я всегда использую портфолио как главный и решающий козырь, который помогает мне получить новый проект и нового клиента.
Это довольно серьезное вложение в имидж и одновременно очень хлопотное дело. Потому что постоянно постить актуальный контент, я вам скажу, очень и очень не просто. Я всегда с опаской относилась к идее собственного блога – и завела его только после личной просьбы директора Sostav.ru – Александра Трубникова. Мне всегда казалось, что я не публичный человек и не медийная личность и не смогу быть долго интересной. Еще меня смущало то, что нейминг как ремесло не очень популярен в нашей стране. И мне казалось, что это большая ответственность – учить подписчиков неймингу виртуально. Решилась я сначала больше из желания попробовать, а также потому, что накопилось много кейсов и опыта, которые я решила записать. А вдруг кому-то все это будет надо. И вот я уже больше года делюсь своим опытом. И использую блог для популяризации нейминга. А заодно и своего авторского подхода.
Лично у меня есть довольно большой поток заказов на нейминг от моих коллег. Это дизайнеры, а также брендинговые агентства. Некоторые из них мои ученики, которые стали коллегами. Некоторые были клиентами, а стали коллегами. В общем, все эти прекрасные люди привлекают меня на сложные проекты и/или когда у них нет свободных ресурсов.
Для меня такие заказы ничем не отличаются от клиентских. Разница только в том, что работаешь не одна, а параллельно с коллегами. Если вам интересно, что для меня проще, - скажу… Проще работать самой. Возможно, я привыкла все делать самостоятельно: менеджерить, работать напрямую с клиентом, разбираться с брифом, придумывать и проверять. Если надо, могу поработать и в команде (такой навык у меня тоже есть), но я стараюсь минимизировать промежуточные встречи и максимизировать самостоятельную работу над брифом.
Здесь я имею в виду коллаборации не связанные с неймингом. Любое публичное выступление, совместное жюрение или совместный проект могут привести к новым знакомствам, новому опыту и новым заказам. Всегда можно помочь советом, ресурсами или добрым словом, если вам это не стоит особых затрат. И оказаться нужной, полезной и профессиональной в глазах хороших людей. А со временем это может сработать в плюс для вас. И дать вам новый заказ. В общем, будьте открытыми к людям и к интересному для вас опыту и челенджам. Это тоже со временем окупается.
Этот способ тоже не связан с получением заказов. А если и связан, то на безвозмездной основе. Как правило, в проектах выпускников или коллег нет денег, но зато есть драйв, новизна, интересные люди, опыт, а иногда ко всему выше сказанному добавляется фестивальная награда или просто хороший результат в хорошей компании.
Я с удовольствием участвую в стартапах своих студентов или коллег. И часто помогаю им придумывать названия. Иногда помогаю выбрать лучший вариант. Иногда дорабатываю интересную идею студента. А иногда сама придумываю удачное название и, если оно нравится, отдаю его. Пусть живет и помогает хорошему человеку расти и развиваться.
Например, несколько лет назад моя студентка защищала на дипломе стратегию создания собственного digital-агентства. Пока я сидела в жюри, я придумала ей название – Indiger (фантазийное от be in digital). Название ей понравилось, и она его зарегистрировала.
Еще один пример. Своей коллеге я помогла додумать ее идею архитектурного бюро «Больше». У нее никак не подбирался свободный домен (слово «больше» было занято). И я предложила ей занять archibolshe.ru – фантазийное сочетание от «архитектура + больше», т.е. буквально «больше чем архитектура».
К таким проектам я отношусь как к разминке для ума. А также как к добрым делам, которые приятно делать от чистого сердца. И еще я верю, что есть круговорот не только воды, но и добра и позитива в природе и в человеческом обществе...
Вывод. Клиенты ищут профессионалов, которые обладают опытом, экспертизой, делают свою работу вовремя и качественно, при этом спокойны, креативны и позитивны. Будьте такими. Любите людей и свою профессию. Будьте открыты ко всему новому и делитесь своими знаниями с людьми. Это поможет вам быть востребованными. А клиенты будут сами вас искать и предлагать вам взять их проекты.