2-3 года назад стоило опубликовать вирусное видео на Youtube или купить рекламу у блогера — и о тебе говорят все вокруг. Но технологии, платформы и бизнес-модели меняются вместе с ожиданиями пользователей. Какие основные тенденции нам нужно учитывать в новом году?
До 2020 года офлайн-мероприятия были главным способом для связи маркетологов с покупателями и поиска новых клиентов. Однако из-за пандемии агентствам и предприятиям пришлось перенести всё в онлайн. 49% маркетологов B2B заменили часть живых мероприятий виртуальными, а 19% перенесли в онлайн практически всё. Хотя это произошло по необходимости, весьма вероятно, что виртуальные мероприятия останутся неотъемлемой частью маркетинговых стратегий.
Что нужно для перехода из офлайна в онлайн? Маркетологи проанализировали свои потребности и определили, что главное — переосмыслить свою стратегию проведения мероприятий, не забывая при этом про цели организации. Многие отметили, что необходимо освоить новые навыки и технологии для перехода к другому формату ивентов.
Организаторы мероприятий тоже адаптируются и осваивают новые интерактивные функции, например, чаты.
Потребители используют цифровые медиа по-разному. Кто-то читает новости и статьи, а кто-то — коротает время с помощью игр. У них есть и что-то общее — например, все пользуются соцсетями.
В интернете есть ваши покупатели, потенциальные клиенты, поклонники и ненавистники. И, если вы ограничиваете взаимодействие с пользователями одним каналом, вы теряете много возможностей и информации. Возможно, кто-то поблагодарил вашу службу поддержки в ВК, но за несколько часов до этого написал в Твиттере, что ваш представитель долго отвечал. Даже если вы используете несколько каналов, но по отдельности, коммуникация прерывается.
Поэтому эксперты советуют переходить к омниканальному маркетингу. Он позволяет отслеживать все взаимодействия с клиентами, не теряя контекста. Ваши действия становятся последовательными, и аудитория больше доверяет вам.
Может показаться, что постоянный мониторинг всех каналов требует много времени, но современные технологические решения могут объединить все действия на одной панели и облегчить задачу.
Какие проблемы решает омниканальный маркетинг? Он помогает создать бесшовный путь клиента. Например, если пользователь сначала общался с менеджером службы поддержки в чате, а затем связался с кол-центром, ему не придется заново повторять свой запрос и историю разговора.
Стандартных решений уже недостаточно для решения проблем, связанных с ресурсами, капиталом и масштабированием. Чтобы развиваться, нужно внедрять ИИ и использовать большие данные.
Маркетологи используют искусственный интеллект и аналитику для сбора и анализа данных и автоматизации процессов. Согласно отчету Blueshift, 28% специалистов используют ИИ для формирования рекомендаций по продуктам, а 26% — для оптимизации кампаний.
Главный плюс ИИ в том, что он позволяет организациям руководствоваться данными, а не только своим опытом и интуицией. Вы можете автоматизировать создание отчетов, что очень важно для получения достоверной информации. Если не внедрить ИИ в ближайшее время, можно потерять не только важную информацию, но и ценные идеи по развитию бизнеса.
Было время, когда ноутбуки считались портативными устройствами. Сейчас же они кажутся тяжелыми и громоздкими по сравнению со смартфонами, которые мы все чаще используем для выхода в интернет.
Еще в 2019 году Google изменил правила индексирования. Сайты стали ранжироваться в соответствии с тем, насколько удобно пользоваться страницей с телефона. Это логично, ведь Google (как и другие поисковые системы) хочет показывать своим пользователям полезный и актуальный контент, который легко доступен. Поэтому, важно иметь ввиду, что сайт не поднимется высоко в поисковой выдаче, если у него нет мобильной версии.
Прогрессивные веб-приложения (PWA)
PWA — это управляемые браузером веб-страницы, похожие на приложения, которые не требуют установки на устройство. Например, сайт Госуслуг, Кинопоиска, любой интернет-магазин — это веб-приложения.
Чем отличаются прогрессивные веб-приложения от обычных? Три главных критерия:
Современным пользователям больше нравятся веб-сайты, которые ведут себя как любимые приложения. Если у вас есть сайт типа PWA, вы, скорее всего, получите больше внимания и трафика.
В первом квартале этого года мировой рынок умных колонок достиг 20,7 млн единиц. Они стали полноценным помощником во многих семьях — Алиса может и такси вызвать, и сказку на ночь рассказать. Управление голосом завоевывает все большую популярность с каждым годом, поэтому внедрение такой функции — маст-хэв для многих компаний.
Конечно, пользователи могут использовать его лишь время от времени, но вопрос в другом — являются ли эти пользователи вашими целевыми клиентами? Подумайте, нужна ли функция распознавания голоса именно вам? Например, если у вас локальный офлайн-бизнес, то скорее всего она улучшит вашу позицию в поисковой выдаче, потому что клиенты часто используют голосовой поиск, чтобы найти магазины и услуги рядом с их местоположением.
Дополненная реальность позволяет вставлять цифровые объекты в реальное видео. Можно использовать это для крутых трюков и рекламы, например, как сделал телеканал «Пятница»!, когда рекламировал шоу Насти Ивлеевой.
Компании, как правило, интегрируют AR в свой маркетинг, чтобы повысить вовлеченность и помочь клиентам продвинуться по воронке. Однако для успешной реализации требуется много креатива, технических ноу-хау и ресурсов. Скорее всего, по мере развития технологий и выпуска новых программ для разработчиков, виртуальная реальность будет становиться доступнее.
Нужно признать, что люди не любят рекламу. Это пустая трата времени, она навязчива, появляется в самый неподходящий момент. Поэтому 47% интернет-пользователей во всем мире используют блокировщики рекламы.
Для маркетологов это большая проблема, однако выход есть — нативная реклама. Она органично встраивается в повествование и воспринимается как часть контента. Например, продакт-плейсмент в фильмах. Роскошные часы на запястье Джеймса Бонда или его автомобиль — не случайность, это часть рекламной кампании. Однако это органично выглядит и не раздражает.
Такая реклама не просто продвигает товар, она оставляет положительное впечатление у аудитории. Хорошая нативка полезна для пользователя и соответствует стилю площадки, на которой размещается.
Клиенты B2B становятся клиентами B2C, когда выходят из офиса. Они тоже хотят быстрого и удобного взаимодействия, которые традиционно предусмотрены брендами B2C: быстрой доставки, удобных транзакций, выбора удобного способа оплаты. Поэтому B2B-предприятия должны подумать, как все это реализовать, иначе конкуренты получат преимущество.
Сегодня как бизнес-клиенты, так и некоммерческие покупатели изучают услуги и продукты в интернете, прежде чем связаться с продавцом. Поэтому B2B-компаниями тоже необходимо использовать разные digital-инструменты: аудио- и видеорекламу, контент-маркетинг, нативную рекламу.
Однако это не означает, что необходимо избавиться от офлайн-продавцов. Здесь верным решением является омниканальный подход: объединение разных каналов в одну стратегию.
Мы упомянули AR, приложения и нативную рекламу. Все это, если сделано правильно, создает положительный опыт для клиента. Однако цифровой мир — не единственный мир. Хорошие маркетологи дополняют свой digital-маркетинг офлайн-мероприятиями и живыми эмоциями.
Вы можете стать спонсором ивента, запустить офлайн-игру или дарить что-то своим покупателям. Например, участникам фестиваля Tomorrowland доставляют билеты — браслет в сундучке — по почте. Они снимают распаковку на видео и делятся ей в соцсетях, чем подогревают интерес к фестивалю среди своих друзей и знакомых.
Кроме новых лидов, с помощью офлайн-ивентов, вы можете получить полезную информацию от своей целевой аудитории. Или получить новый контент для соцсетей. Возможности для маркетинга здесь безграничны — проявляйте творческий подход и не забудьте связать мероприятие с остальными каналами.
Сегодня 80% всего интернет-трафика занимают видео. Компании тратят миллиарды долларов на производство видеоконтента. Почему? Потому что видео смотрят все: они заменили нам телевизор, книги, статьи и мануалы. Намного проще посмотреть ролик о том, как заменить колесо, чем читать инструкцию.
Есть много способов, как бренды могут использовать видео, чтобы быть заметными в интернете, привлекать потенциальных клиентов и зарабатывать лояльность. Это могут быть большие документальные фильмы или короткие забавные ролики. Вы можете запустить челлендж для подписчиков, чтобы они снимали для вас контент, который будет вируситься и привлекать новую аудиторию. Еще вариант — дать людям пользу и снимать обучающий контент.
Мы уже несколько раз упоминали пользовательский контент. Это впечатления клиентов, которыми они делятся в соцсетях, их фото и видео. Но не только.
Вариантов использования пользовательского контента намного больше. Например, вы можете:
Что хорошо в пользовательском контенте — он практически бесплатен, вы лишь тратите несколько человеко-часов на взаимодействие с ним. Кроме того, он искренен и органичен, и это подкупает. Положительные отзывы лояльных клиентов могут повлиять на решение о покупке сильнее, чем традиционная реклама.
За последние несколько лет подкастинг стал большим маркетинговым хитом. Это легкодоступный контент, который пользователи могут слушать за рулем или во время ожидания заказа в кафе. И если в Штатах уже 70% населения знакомы с термином «подкаст», то в России этот тренд только набирает силу.
Что замечательно в подкастах в отношении digital-маркетинга — они ориентированы на собственную нишу и обычно имеют поклонников в сообществе. Получается, это хороший способ для брендов связаться с нужными людьми в удобное для них время. Подкасты увеличивают вовлеченность и просто повышают узнаваемость бренда.
Есть три основных способа использовать эту тенденцию:
Что касается рекламы у блогеров, то сегодня фокус смещается на микроинфлюенсеров. У них небольшая аудитория, но зачастую она лояльнее и вовлеченнее, чем аудитория крупных блогеров. И большинство подписчиков собираются по интересам, то есть составляют один сегмент ЦА. А из-за того, что у микроинфлюенсеров немного подписчиков, реклама в таких блогах стоит дешевле. Добавьте к этому, что сегодня пользователи склонны больше доверять простым людям, а не селебритис, и вы получите отличный маркетинговый канал.
Мнения разделились. Кто-то в восторге от чат-ботов, а кто-то не хочет иметь с ними дело по разным причинам:
1. Чат-боты еще не настолько умны и разговорчивы
2. Людям комфортнее разговаривать с другими людьми, а не с роботами
3. Чат-бот может ошибиться и усугубить пользовательские проблемы
Но, несмотря на это, многие компании используют чат-боты, потому что у них есть и плюсы: чат-бот всегда на связи, не устает и не уходит на обед; его можно бесконечно совершенствовать; он ничего не забывает. Да, чат-боты не могут закрыть все потребности компании, но могут взять на себя некоторые задачи и сократить часть расходов.
Пока наиболее успешным вариантом является гибридный чат-бот, то есть человек и бот, которые работают вместе. Это помогает сократить время на отклик, сделать общение более эффективным и персонализированным, но при этом по-человечески чутким.
Если у вас офлайн-бизнес (ресторан, ТЦ, бутик, фитнес-центр, пункт самовывоза) пришло время убедиться, что вы правильно используете SEO. Локальное продвижение позволяет компании получить высокую позицию в результатах выдачи в определенном городе или районе. То есть, вас будут видеть пользователи, которые находятся рядом, и ищут релевантную услугу.
Чтобы быть в начале списка, нужно как можно подробнее заполнить карточку организации в поисковике: указать сайт, номер телефона, добавить фотографии и описание. А еще добавить функцию голосового поиска и разместить информацию о компании в каталогах и агрегаторах.
Лучше всего — использовать смесь всех тенденций, описанных выше. И сочетать их в омниканальной стратегии. Комбинирование инструментов маркетинга в разных пропорциях, в зависимости от сферы и размера бизнеса, поможет обогнать конкурентов и занять свое место в сердцах покупателей.