Мы, агентство MOSC, внедряем компаниям CRM-систему и настраиваем процессы в отделах продаж. Мы сами – В2В и понимаем, с какими проблемами сталкиваются сложные бизнесы.
Большинство наших клиентов IT-сектор и вне зависимости от направленности, сложности и цены продукта – ошибки схожие: продукт годный и допиливается постоянно, а вот построить продажи не получается.
Делимся опытом и разбираемся, почему не растут продажи у IT компаний в В2В и как это исправить.
Как и в любом бизнесе, проблемы с продажами в IT могут быть следствием стратегических или тактических ошибок.
Стратегические ошибки возникают из-за проблем с бизнес-моделью или продуктом, который вы предлагаете:
Тактические ошибки чаще связаны с недоработками в операционной деятельности:
Если стратегические ошибки надо решать кардинально – проворить стартсессию, искать совершенно новые решения и (иногда) создавать модель бизнеса заново, то с тактическими легче — их можно исправлять поэтапно, анализируя и докручивая процессы.
Система продаж — это организация работы подразделения, которое отвечает за коммерческий результат компании в целом. Вот на какие аспекты обращаем внимание в первую очередь:
Чтобы CRM стала полезным инструментом, её важно грамотно настроить. Иначе вы рискуете просто перенести хаос и масштабировать его. Поэтому для начала мы полностью описываем бизнес-процессы в компании (шаг 1). После становится понятно, какие действия нужно добавить, а какие лишние.
После этого переходим к технической части: какие интеграции и какой глубины нужны, какие сценарии автоматизации добавить, настраиваем CRM под реальные процессы в компании.
Как понять, что система настроена корректно:
Исследование Invesp показало, что привлечь нового клиента обходится бизнесу в пять раз дороже, чем удержать текущего. А по данным аналитической компании RJ Metrics, доход от 10% постоянных клиентов в три раза выше, чем от оставшихся 90%. Но несмотря на эту статистику, только 18% компаний пытаются удержать текущих клиентов.
Как улучшить эти показатель пожизненной стоимости клиента (LTV) и коэффициент удержания клиента (CRR):
Отделы продаж и маркетинга часто воюют между собой. Сейлзы жалуются, что лидов мало и они плохого качества, а маркетологи утверждают, что продажники плохо обрабатывают и «сливают» заявки.
Какие действия помогут примирить маркетологов и продажников:
Как: интегрировать CRM c сайтом, лендингами, мессенджерами, чатами и телефонией. Настроить UTM-метки, чтобы видеть, из какого канала пришёл лид. Чтобы рассчитать оптимальный канал, нужно посчитать количество клиентов, их жизненный цикл и средний чек.
Как: добавить в KPI анализ текущих каналов и тестирование гипотез. Продумать планомерное повышение метрик в зависимости от задач и плана продаж на месяц и квартал.
Например, вы пришли к выводу, что таргетированная реклама из VK на ваш сайт не работает, потому что холодная база не готова оставлять заявки. В таком случае стоит приостановить таргет и попробовать рекламу в ТГ-каналах, которые ведут специалисты из сферы вашей компании, — то есть протестировать продажи через личный бренд.
Это не значит, что продажники должны делать работу маркетологов. Но именно менеджеры по продажам общаются с реальными и потенциальными клиентами каждый день. Они помогут описать проблемы заказчиков словами реальных людей. Опыт продажников поможет маркетологам создать креативы, которые будут попадать в цель, и подготовить оптимальную цепочку писем для воронки «Реанимация».
Маркетологи же могут помочь продажникам — они настроят передачу информации в CRM так, чтобы менеджеры сразу видели, с какой рекламы пришёл лид, и могли использовать подходящий скрипт.
Все хотят увеличить продажи. И все совершают ошибки в погоне за прибылью. Рассматривайте их как ценный опыт и исправляйте по мере сил и возможностей. Стратегические проблемы — некорректная бизнес-модель, недостатки в продукте, неправильно подобранный рынок сбыта — стоит исправить как можно быстрее. А тактические можно решать постепенно и поэтапно.
А если понадобится помощь в настройке процессов продаж или CRM, напишите нам.