Мы, агентство MOSC, в основном работаем с В2В-сегментом: внедряем компаниям СРМ и настраиваем процессы под их бизнесы. Практика показывает, что в В2В продавать сложнее, потому что в этом сегменте редко покупают на эмоциях. Потенциальные клиенты долго принимают решение, потому что хотят выбрать надёжного партнёра на годы вперёд. Но повлиять на выбор всё же можно.
В статье собрали семь инструментов, которые помогают нам увеличить продажи в В2В и могут помочь вам.
Регламент — это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описаны бизнес-процессы от начала и до конца. Они строго индивидуальны и действуют только в компании, которая их для себя утвердила.
Как правило, документ содержит пять разделов:
Нормативная документация помогает навести порядок в процессах и установить зоны ответственности. Кроме того, регламенты дисциплинируют работников и помогают избежать ошибок.
Скрипт — это алгоритм общения сотрудников с клиентами на встрече или по телефону. Другими словами, это схема с чётко прописанными фразами, которые произносит работник в зависимости от того, как развивается беседа с потенциальным клиентом. Задача скрипта — помочь менеджеру привести заказчика к цели: покупке, повторной встрече, переходу на более высокий тариф и т. д.
Можно рассматривать скрипт как помеху для работы, ведь менеджер выучивает фразы и лишает общение с клиентами волшебства. Но лучше воспринимать его как набор этапов и эффективных формулировок, создающие основу для работы. Сценарии дают менеджерам опору, от которой можно оттолкнуться, чтобы выстроить диалог и привести клиента к цели — покупке продукта.
Вот несколько советов по написанию скриптов:
Так вы пройдётесь по всем этапам, через которые проходит клиент от момента первого взаимодействия с компанией и до покупки.
Общаясь с менеджером и рассказывая о своих проблемах, потенциальный заказчик должен испытать нестерпимую боль. А ваш продукт волшебным образом окажется способен от неё избавить.
Если вы работаете с разными сегментами клиентов (например, оптовики и розничные покупатели), подготовьте отдельные скрипты.
Представьте, что должен сказать менеджер, если потенциальный клиент отказывается от предложения, просит рассрочку или скидку, спорит или провоцирует. Чем больше сценариев в скриптах, тем выше шансы продать.
Скорее всего, клиенты будут задавать вопросы, на которые у вас нет ответов. Ищите ответы и добавляйте их в скрипты.
Холодные звонки — популярный способ расширения клиентской базы. Среди основных его преимуществ:
Важно заранее проработать скрипты и подготовить менеджеров — в том числе психологически. Начните «готовить почву» с постановки целей. Звонок «холодному» клиенту должен:
Конечная цель холодного звонка — продажа. Но лучше, если обзвон и работа с заинтересовавшимися адресатами будут разделены: для этих двух процессов сотрудникам нужны разные компетенции. Холодные звонки требуют от менеджера смелости, решительности, скорости реакций, умения установить контакт. Специалисту по продажам в большей степени нужны доскональное знание продукта, грамотная его подача, умения задать верные вопросы, выслушать клиента и отработать возражения.
CRM – сервис для оптимизации и автоматизации взаимодействий с клиентом. Внедрив систему в бизнес-процессы, вы сможете контролировать продажи и сотрудников из любой точки мира. Она покажет, кто из менеджеров быстро обрабатывает заявки, а кто отвлекается и упускает лиды. C ней вы:
В секторе В2В долгий цикл сделки, потому важно видеть все касания с клиентами. Сервисы сквозной аналитики помогают выбирать эффективные каналы лидогенерации, оценивать конверсию лидов в сделки, а также — следить за качеством работы сотрудников с помощью KPI.
В отличие от веб-аналитики, которая учитывает только онлайн обращения, сервисы сквозной аналитики соединяют информацию также из IP-телефонии, чатов и чат-ботов, мессенджеров и CRM. К тому же при подключении функционала мультиканального отслеживания, вы будете видеть весь путь клиента: вот он смотрел ваш блог, а вот перешел по рекламе из ВК и написал в чат, а заявку оставил после вебинара.
Вы увидите все каналы, которые используют клиенты при взаимодействии с вашим брендом, и определите, какие из них приводят целевых клиентов и приносят большую часть прибыли.
Экспертный контент — это публикации в блоге, во внешних источниках, соцсетях, которые показывают ваши профессионализм и умение решать задачи и приносят пользу аудитории: статьи, кейсы, посты, видео, подкасты и т. п. Кроме того, экспертный контент, если вы активно публикуете его на разных площадках, повышает узнаваемость бренда.
Клиенты в В2В всегда гуглят информацию о потенциальных партнёрах, прежде чем сделать выбор в чью-то пользу. Кроме того, иногда В2В-компании не догадываются о существовании проблемы и путях её решения: например, не задумываются, что теряют лиды, потому что процессы продаж в компании выстроены неправильно.
Ваш экспертный контент может стать решающим фактором: например, организация X прочитает кейс, где вы делитесь, как мастерски решили проблему бренда Y, и выберет вас, так как убедится, что вам можно доверять.
В эпоху тотального импортозамещения есть смысл пересмотреть старые каналы и задуматься об уходе в новые. Часть компаний отказывается поддерживать профиль в запрещённых в России соцсетях, потому что реклама в них всё равно не работает.
Ваши потенциальные клиенты открывают новые источники общения и поиска партнёров. Пойдите им навстречу — может, они ищут именно ваш продукт, но раньше не имели счастья узнать о нём.
Например, мы активно осваиваем TenChat и тестируем местный нетворкинг. Кроме того, настроили контекстную рекламу в Яндекс Директе и завели каналы в Spark, Яндекс Дзене и на Хабре.
Стоит переосмыслить также линейку решений, которые вы предлагаете. Вероятно, часть продуктов утратила популярность или требует доработки.
Продажи в В2В-сегменте, где решение принимается долго и часто группой людей, во многом отличаются от продаж в В2С, где покупает один человек и делает это чаще на эмоциях. Чтобы компания продавала компаниям эффективно, нужно действовать систематически и учитывать множество факторов — от того, как бренд ищет клиентов, до оптимизации внедрённых решений.
Повысить продажи в В2В помогут эти семь инструментов:
Надеемся, внедрение этих инструментов в бизнес-процессы принесёт вашей компании пользу и прибыль.