Описание бизнес-процессов – бустер для продаж. Если процессы внутри компании не прописаны, не систематизированы и не регламентированы, то внедрение CRM не поможет, а скорее усугубит ситуацию. Это как выпустить в финал чемпионата не сыгранную команду – победы не будет.
CRM – это специальная программа для управления отношениями с клиентами. Про клиентов все помнят, про то, что с ними важно строить доверительные отношения тоже не забывают. Проблемы всплывают именно с управлением.
Управление строится на основе цифр и данных, полученных на основе грамотно построенной воронки продаж и действий сотрудников в ней. Только так можно сверить планы и результаты и увидеть, как изменить текущий процесс, чтобы увеличить эффективность работы отдела продаж в будущем. Именно в этом и заключается основная польза от CRM для роста продаж:
LingvaNex – компания, которая занимается разработкой продуктов для перевода на основе искусственного интеллекта. Начали работать над переводческими решениями с 2012 года. Сегодня у них сотни тысяч пользователей ежемесячно.
Клиент увидел пост директора MOSC Татьяны Газизуллиной в соцсети, где она делилась нашей воронкой реанимации с автоматическими письмами.
LingvaNex уже использовали CRM – Hubspot, но как часто бывает, вели в ней только тех клиентов, которые уже что-то купили в LingvaNex. Работа же потенциальными клиентами и отказниками в CRM не фиксировалась и не отслеживалась.
С этого мы и начали работу: провели консультацию, на которой показали неиспользуемые возможности CRM, которые помогут повысить эффективность отдела продаж и вернут упущенную прибыль.
После консультации с аналитиком стало понятно, что:
1) В компании нет понимания, что такое воронка продаж:
– почему их прописывают в совершенном виде;
– зачем расписывать процесс детально. Не просто «Демонстрация», а «Демонстрация запланирована» и «Демонстрация проведена».
2) Модель продаж «интуитивная». Отлично знают аудиторию и продукт, но нет алгоритмов и регламентов продажи.
3) Не используют возможности CRM для продаж.
4) Настройка нашими руками не нужна, нужен качественный консалтинг и построение работы в отделе продаж.
Поэтому мы скорректировали цель и задачи – создать систему продаж, позволяющую увеличивать выручку за счет:
1) Уточнили список продуктов, которые производит и продает компания. Выделили ключевой – именно на прибыль от него делают ставку.
2) Выделили каналы коммуникации с клиентом. Через какие платформы происходит общение: почта, конкретные соцсети, телефон, чат на сайте и тд.
3) Выяснили, какие результаты у отдела продаж сейчас:
4) Сформулировали к какому результату отдела продаж хотят прийти благодаря внедрению CRM.
1) Какие виды интернет рекламы используют:
2) Какие виды офлайн рекламы используют:
3) Какие системы аналитики используют:
1) С чего начинается процесс продажи. Откуда поступают лиды, где находят информацию о компании и оставляют заявку:
2) Чем заканчивается процесс продажи: какое конкретно действие считается «Выигранной сделкой».
3) Как происходит учет клиентов сейчас: CRM, excel-таблицы, личные базы у менеджеров.
Создали четыре воронки продаж, которые наиболее полно отражают процессы в компании:
Прописали для каждой из воронок этапы, что должно быть сделано для переноса сделки на конкретный этап и что нужно сделать менеджеру на каждом из этапов, чтобы продажа состоялась:
Составили подробные и четкие регламенты работы на каждом этапе воронки, включая:
Самое сложное на этом этапе – переломить привычный ход вещей. Даже когда клиент открыт и доверяет нам, как специалистам, ему сложно перейти из воронки продаж, состоящей из четырех этапов в воронку из двадцати. Это адекватная реакция на перемены, поэтому особое внимание мы уделяем объяснению и демонстрации плюсов – это помогает избежать саботажа со стороны сотрудников и перестроиться на новый режим работы.
В CRM есть типовые поля карточек, но можно также создавать пользовательские. Они помогают собирать всю необходимую для работы и анализа информацию.
Поля могут быть обязательными и необязательным. Если обязательное поле не заполнено, то менеджер не сможет закрыть сделку или перенести её на следующий этап. В зависимости от этапа воронки обязательные поля могут меняться или дополняться. Так, например, в начале продажи вам не нужна юридическая информация о компании клиента, но на этапе «Подготовка договора» поля «Реквизиты» станут обязательными.
Мы создали общие поля для карточки сделки, которые необходимы для корректной работы отдела продаж в LingvaNex:
Так, причиной отказа могут быть:
Не всегда нужно менять систему или докупать дополнительный функционал. Иногда достаточно аудита или описания процессов внутри компании, чтобы наладить работу и повысить эффективность сотрудников и отдела.
Мы продолжим сотрудничество с LingvaNex в рамках консалтинга по разработке системы холодных продаж и обязательно поделимся результатами внедрения.