Найти лучшую локацию для аптеки с помощью Big Data: миссия выполнима

2024-06-14 10:14:15 Время чтения 7 мин 1613

Правильный выбор локации для ведения бизнеса — ключевая задача для предпринимателя. И если раньше многое зависело от воли случая и бизнес-чутья владельца, то сейчас все намного проще. Ведь с помощью геоаналитики можно открыть бизнес именно там, где он принесет больше всего денег.

Консультант по продукту GEO.Platforma Николай Нашутинский на примере фармацевтического ритейла в своей колонке показывает, как именно подобрать наилучшую точку для открытия бизнеса, даже если она максимально неочевидная.

Каждый из нас генерирует огромное количество геоданных каждый день. Когда человек расплачивается карточкой в супермаркете или серфит в интернете с мобильного телефона, он оставляет цифровой след. Эти данные анонимизируют и поставляют аналитическим платформам, которые раскладывают их на сотни метрик.

К примеру, человек совершил покупку в магазине. Одно-единственное действие, помноженное на миллионы пользователей, показывает аналитикам, какие именно товары приобретают, где расположен магазин, какая сумма в чеке. При этом данные напрямую связаны с демографией покупателя. На основе таких следов аналитики с помощью нейросетей и машинного обучения ищут закономерности и паттерны, которые покажут, насколько прибыльной будет определенная локация для конкретного вида бизнеса. Ведь в одной и той же точке салон красоты может оказаться убыточным, а аптека — сверхприбыльной.

Как работает геоаналитика в аптечном бизнесе

Общие принципы анализа геоданных одинаковы для всех видов бизнеса. Но для каждого заведения есть свой набор факторов, которые играют определяющую роль. Что интересно, эти факторы могут изменяться, ведь каждая локация по-своему уникальна.

Чтобы создать рабочую аналитическую модель, мы разбиваем город на квадраты 500х500 метров. Big Data распределяют по ним в соответствии с сохраненными геоданными. К примеру, все чеки покупок в конкретном супермаркете относятся к квадрату, где он находится. То же касается онлайн-серфинга от телеком-операторов и других типов данных. Затем все массивы информации анализируют с помощью нейросети в поиске закономерностей, которые будут влиять на результат бизнеса в этих локациях.

Ничуть не умаляем бизнес-чутье предпринимателей, но примерно в трети случаев главные факторы успешности бизнеса являются очень неочевидными.

Мы провели глубокий анализ геоданных локаций с более 60 000 работающих аптек. И в 5,1% случаев важнейшим фактором прибыльности аптек стали клиенты кафе и ресторанов в конкретном квадрате. Оказалось, что средний чек посетителей заведений общепита прямо влияет на прибыльность аптек.

А в 0,73% случаев и вовсе главным показателем успешности фармбизнеса стали магазины с алкоголем и сигаретами неподалеку. В этих зонах количество клиентов алкомаркетов прямо связано с выручкой, которую генерируют точки по продаже лекарственных препаратов. Мы спрашивали предпринимателей, которые работают в этой сфере — они признались, что ни один из них не учитывает этот показатель, когда ищет локацию для новой аптеки.

Роль демографии и конкуренции: что важнее

В выборе точки для открытия нового бизнеса предприниматели чаще всего обращают внимание на демографические показатели целевой аудитории. К примеру, считается, что большое число людей старшего возраста положительно скажется на выручке аптеки.

Но на самом деле все не так. Пол и возраст не попали даже в двадцатку важных факторов. Студенты покупают лекарства так же, как и пенсионеры. Единственная метрика, которая действительно имеет значение — средний уровень дохода в квадрате. В локациях, где у целевой аудитории доход средний или больше, эффективность аптеки будет выше.

В некоторых случаях анализ геоданных подтверждает теории предпринимателей. К примеру, наличие прямых конкурентов рядом действительно может сильно повлиять на прибыль фармбизнеса. Во многих квадратах этот фактор и вовсе считается определяющим.

Зоомагазины и аптеки: в чем связь?

Приведем еще один интересный пример. Мы анализировали локацию в Екатеринбурге на предмет открытия новой аптеки. До глубокой аналитики было видно, что целевая аудитория здесь есть, ее достаточно, а конкуренции — наоборот, мало. В квадрате 500х500 метров были только две работающие аптеки.

Но после анализа открылись очень неочевидные факторы, которые влияют на выручку фармбизнеса.

В этом квадрате больше всего на потенциальную прибыль аптеки влияли зоомагазины. Оказалось, что именно здесь есть прямая корреляция между товарами для животных и лекарственными препаратами для людей.

Такую закономерность можно найти только с помощью анализа Big Data сотен и тысяч цифровых следов. И подобных паттернов во время анализа попадается достаточно много.

Преимущества Big Data для всех и каждого

Главный плюс геоаналитики — сегодня ее может использовать даже индивидуальный предприниматель. Если раньше все данные бизнесу приходилось собирать самостоятельно, то сейчас есть Platforma, где все уже сделано. Не нужно собирать Big Data самостоятельно или тратить кучу денег на целую команду специалистов, ведь для всех популярных отраслей бизнеса мы заранее создали прогностические модели и провели аналитику — разработали так называемые «рецепты». Так, предприниматель может купить «рецепт» и без лишних сложностей узнать всю необходимую информацию об открытии нового бизнеса в городе в целом или конкретной локации.

Также с помощью анализа геоданных бизнесмен может найти прибыльные и неочевидные локации, которые просмотрели конкуренты. А еще аналитика поможет провести переоценку эффективности бизнеса если рядом, к примеру, строят большой торговый центр.

Российские предприниматели только начинают использовать геоаналитику как бизнес-инструмент. Но многие уже оценили ее широкие возможности. Ведь Big Data позволяют максимально точно прогнозировать успешность бизнеса в конкретной локации задолго до его открытия — и при этом на порядок точнее, чем это может сделать даже опытный бизнесмен.

С помощью сервиса Geo.Platforma предприниматель может без проблем подобрать локацию для нового бизнеса, проанализировать эффективность существующего предприятия, повысить эффективность наружной рекламы и даже построить финансовую модель бизнеса в условиях меняющегося рынка.