Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить у SEO-специалистов

2024-06-24 10:29:08 Время чтения 22 мин 616

Без прелюдий и по-честному. 

Я ‒ Дмитрий Шестаков, совладелец маркетингового агентства Сайткрафт. На мой взгляд, дурак ‒ не тот, кто не знает, а кто не спрашивает, если не знает. Иногда бывает стыдно, и тут на помощь приходят поисковые системы.

Но зачем спрашивать у машины, если можно узнать от человека?

P.S. если у вас были вопросы, на которые мы не ответили или какие-то вопросы возникли в процессе, то смело пишите их в комментариях. Анастасия Хайнова, специалист отдела SEO в агентстве Сайткрафт, ответит на всё, вплоть до цифр. Договорились?

Чем SEO-тексты отличаются от всех других? Зачем они нужны?  

Первое, чем SEO-тексты отличаются ‒ это задачи. У SEO задача одна ‒ продвижение страниц в поисковых системах. В данном случае тексты выступают в роли инструмента. Но SEO-тексты выполняют ещё и вспомогательную роль. Они дают нужную информацию читателю. 

Может показаться, что любой текст служит пользой. Да. Только SEO должны быть ещё и оптимизированы, то есть содержать ключевые запросы. Без них страницы не смогут попасть в ТОП выдачи поисковых систем. А нет ТОПа ‒ нет трафика ‒ нет клиентов.

Ключевые слова выделены жирным шрифтом.

Помимо «ключей» нужны LSI-слова. Они помогают поисковикам распознать, о чём идёт речь в тексте.

LSI слова выделены курсивом.

Есть ещё ряд требований, которые выделяют SEO-тексты:

  1. Тексты должны быть уникальными. То есть, например, по text.ru составлять от 95% оригинальности.
  1. Текст не должен быть заспамлен. Важно регулировать количество ключевых запросов. Иначе текст и в ТОП не выйдет, и негативными комментариями обзаведётся. Писать нужно в первую очередь для людей.
  1. Объём текста должен соответствовать объёму смежных страниц на одном сайте.
  1. Текст должен быть структурирован: содержать списки, заголовки и подзаголовки, абзацы и т. д. Не забудьте добавить инфографику.

Пользуемся ли мы ИИ для написания текстов, и если нет, то почему?

Мы используем ИИ для написания текстов в некоторых случаях:

1. Для оптимизации процессов, ускорения работы. Например, ИИ могут предложить структуру текста по заданным параметрам, подобрать темы для статей, написать шаблоны метатегов и др. 

2. Для написания небольших текстов. Чаще всего это внутренние товарные страницы. Например, для труб это могут быть страницы D x Т (диаметр на толщину стенки), так как на таких страницах посетители чаще всего знают, зачем пришли, и тексты больше нужны для роботов поисковых систем.

Чтобы написать информационную статью, лучше привлекать человека. Он сможет полноценно раскрыть тему.

Зачем каждый месяц делать одно и то же?

Возьмём список работ, которые специалисты выполняют на сайте ежемесячно:

  1. Проверка панелей Вебмастеров; разделов «Диагностика сайта» и «Безопасность и нарушение»; индексации сайта; отчётов в Яндекс.Метрике (отчёт по посещаемости из поисковых систем); работоспособности ФОС.
  2. Анализ посещаемости. 
  3. Поиск технических ошибок.
  4. Снятие и анализ позиций.
  5. Подсчёт и анализ заявок в callibri.

Проверка панелей Вебмастеров нужна для того, чтобы отслеживать ошибки на сайте, вовремя их устранять. Если не отследить ошибки, например, нашествие на сайт ботов, появление дублей метатегов после создания новых страниц, и др. можно потерять трафик и позиции. 

Также можно отследить, что по какой-либо причине сайт попал под санкции и фильтры ПС и вовремя принять меры. В панелях вебмастеров отслеживается индексация сайта ‒ мы видим, какие страницы  находятся в поиске, какие по какой-то причине вылетели из поиска (причины также указаны в ВМ, это может быть редирект, дубль, малополезный контент, ошибка HTTP и др.). Такие страницы анализируются, над ними проводится работа для возвращения в поиск. 

Отслеживание позиций и трафика помогает понять текущий уровень оптимизации сайта, понимать, какой результат дают наши работы над сайтом, по каким запросам сайт участвует в поиске, а над какими нужно работать. Также в отчётах Яндекс.Метрики можно отследить, каких целевых действий достигают посетители сайта, с каких устройств они попадают на сайт, возраст посетителей, регион и др. 

Проверка работоспособности ФОС нужна для понимания, все ли заявки с сайта доходят до клиента, возникают ли какие-либо трудности у посетителей сайта при отправке ФОС. 

Формы обратной связи на сайте могут ломаться по нескольким причинам:

  1. Ошибки в коде: неправильно написанный или устаревший код может вызывать сбои в работе формы.
  2. Проблемы с сервером: если сервер, обрабатывающий данные формы, испытывает проблемы или перегружен, форма может перестать работать.
  3. Ошибки валидации данных: некорректная проверка данных, введённых пользователями, может привести к ошибкам при отправке формы.
  4. Проблемы с подключением к базе данных: если форма должна записывать данные в базу данных, проблемы с подключением к базе могут помешать её работе.
  5. Обновления и несовместимости: обновления CMS (системы управления контентом), плагинов или библиотек, используемых на сайте, могут вызвать несовместимость с формой.
  6. Проблемы с JavaScript: если на сайте используются скрипты JavaScript для работы формы, их ошибки или конфликты с другими скриптами могут нарушить её работу.
  7. Блокировка со стороны браузера или антивирусного ПО: некоторые настройки безопасности браузеров или антивирусных программ могут блокировать отправку данных форм.
  8. Некорректная настройка почтового сервера: если форма отправляет данные на электронную почту, некорректные настройки почтового сервера могут вызвать проблемы
  9. Смена доступов к почте также в некоторых случаях может повлечь за собой сбои в работе ФОС

Анализ и подсчёт заявок в callibri мы проводим для понимания, сколько и каких заявок пришло на сайт за период, это отражает эффективность нашей работы. Также с помощью анализа заявок можно оценить работу менеджеров. 

Почему технические ошибки могут повторяться из месяца в месяц?

Причин может быть несколько, рассмотрим некоторые:

  1. Не всегда у специалиста хватает времени на проекте, чтобы устранить проблему. Бывает и так, что ошибку может устранить третье лицо, например, человек из другого отдела или коллега по цеху. Это требует времени.
  1. Иногда сами поисковые системы не успевают проиндексировать изменения на сайте к моменту отчёта. 
  1. Задача может быть объёмной. Чтобы не занимать весь месяц одной проблемой, задачу разбивают на этапы.
  1. Может произойти откат сайта ‒ процесс возвращения сайта к предыдущему состоянию или версии. Это возвращает все устранённые ранее проблемы обратно.
  1. Не исключаем ситуацию, когда клиент сам может добавить новые страницы на сайт. Это приводят к дублям, отсутствиям нужных метатегов и другим ошибкам, которые нужно решать.

Каждый из случаев уникален, и требует разных подходов к решению.

Почему нельзя поменять шапку сайта или сделать так, как хочет клиент, прямо сейчас?

Изменение дизайна сайта, перемещение каких-либо элементов на сайте может повлиять на удобство для пользователя (не всегда положительно). 

Прежде чем вносить какие-либо изменения, нужно проанализировать, как они отразятся на сайте. 

Также эти работы могут быть трудозатратными и быть выполнены в ущерб основным. Это также негативно повлияет на продвижение сайта. 

Почему нужно придерживаться плана работ, который составил SEO-специалист и выполнять невидимые задачи в первую очередь?

SEO-специалист при составлении плана основывается на долгосрочной стратегии. Он расставляет приоритеты, то есть делает сначала то, что даст наиболее значимый эффект.

Детализированный план помогает добиться роста и достижения целей. Да, они могут быть неочевидны в краткосрочной перспективе, но в итоге принесут клиенту больше пользы, чем спонтанное выполнение поручений.

Почему не стоит ориентироваться на позиции?

Выдача любых поисковых систем (особенно Яндекса) ‒ интересный предмет. Иногда ее может «штормить».Степень изменения выдачи, прямо как волнение в море, называют штормом. Поисковые системы периодически добавлять в свою базу знаний новые документы, следят за актуальностью ТОПа. Поэтому выдача меняется.

При слабом шторме выдача поменяется незначительно, при сильном шторме полностью поменяется вряд ли, но изменения будут заметны сильнее.

Сохранять высокие позиции ‒ дело непростое. Выдача зависит не только от поисковых систем. Алгоритмы меняются, конкуренты оптимизируют свои сайты. Всё это влияет на то, кто будет в итоге наверху.

Пример позиций в выдаче ПС Яндекс для одного из наших проектов.

Клиенты часто ориентируются именно на показатели: количество посещений и позиции в выдаче. Это неэффективно. Потенциальные клиенты могут перейти на ваш сайт, но не выполнить целевых действий. Лучше смотрите на конверсию и достижение поставленных целей.

Позиции в поисковике не совпадают с теми, что вы прислали. Почему?

Если позиции отличаются на 1-2 пункта, то это нормально. Выдача динамична.

Если расхождения больше, то нужно убедиться, правильно ли вы сверяете позиции в выдаче. Есть несколько правил для корректной проверки:

  1. Соблюдайте режим инкогнито, чтобы не сбить результат. Помните, что поисковые системы формируют результат согласно вашим действиям: истории поиска, типу устройства, просматриваемой информации и т. д. 
  1. Проверяйте позиции в выдаче в том же регионе, который указан в проекте.
  1. Уточните, что фильтры и язык интерфейса соответствуют настройкам на проекте.
  1. Очищайте кеш и другие виды cookies.
  1. Отключайте все расширения и плагины.

Почему СЕО не приносит результаты с первого месяца?

Один из самых любимых вопросов. Постараемся ответить раз и навсегда.

Прежде чем приступить к работе над сайтом, нужно провести аудит. Он помогает понять, нужна ли сайту небольшая оптимизация или необходимы глобальные изменения, чтобы получить результат.

Помимо аудита, нужен анализ рынка, тематики, специфики и конкурентов.

Без этих действий нельзя правильно определить стратегию продвижения, и тем более ‒ получить результат. На это нужно время.

Когда вы всё сделали, месяц прошёл, а результата нет…вы начинаете задаваться вопросом, почему я ещё не миллионер?

К сожалению, поисковые системы не работают мгновенно, им нужно время, чтобы:

  1. проиндексировать страницы;
  2. увидеть изменения на сайте;
  3. сравнить качество контента с другими представителями поисковой выдачи;
  4. проанализировать входящие ссылки, поведение пользователей;
  5. сделать итоговое заключение.

Раньше поисковые системы не были так развиты, как сейчас. 

Для оптимального продвижения сайта было достаточно добавить побольше ключей, купить ссылок, написать контент. Сейчас факторов, которые влияют на ранжирование, больше. Поэтому для оптимизации нужно больше времени.

Откуда берутся ошибки на новом сайте?

Причин может быть несколько:

  1. На этапе разработки не привлекали SEO-специалиста. Если изначально не оптимизировать сайт под SEO, то в дальнейшем может возникнуть много проблем. От бесконечных доработок, до того, что поисковая выдача просто не будет видеть сайт.
  1. Если сайт нужен уже «вчера», то при запуске будут упущены многие аспекты оптимизации.
  1. Экстренные изменения в техническом задании при разработке приведут к ошибкам.
  1. Шаблоны из интернета, по которым разработчик «строил» сайт, могут содержать в себе ошибки. Это касается шаблонов и тем для CMS, например, WordPress.
  2. Плагины и расширения могут конфликтовать между собой или с основной темой.

Повторимся, что в каждом случае необходимо искать свой подход к решению проблем. Универсальной «таблетки» не существует.

Может ли сайт устареть? Когда его нужно обновлять?

Вот несколько признаков «устаревшего» сайта:

  1. Дизайн:

1. Сайт выглядит старомодно и не соответствует современным стандартам веб-дизайна.

Устаревший дизайн компании Apple.
Современный дизайн компании Apple.

2. Отсутствие адаптивного дизайна, что делает сайт неудобным для пользователей мобильных устройств.

  1. Низкая производительность:

1. Долго грузятся страницы.2. Частые сбои и технические проблемы.

  1. Невозможность масштабирования:

1. Сайт не поддерживает новые функции и интеграции.2. Трудности с добавлением нового контент или функционала.

  1. Проблемы с безопасностью:

1. Использование устаревших и уязвимых технологий.2. Частые взломы или атаки на сайт.

Как отслеживать / оценивать работу SEO-специалиста? 

Перед началом работ по сайту SEO-специалист совместно с руководителем составляет план работ, а также медиаплан по трафику и лидам. Оценить работу можно так:

  1. Придерживаемся или опережаем план по трафику и лидам (трафик и лиды на сайте растут).
  1. Придерживаемся плана работ по сайту (план работ может меняться в зависимости от ситуации на сайте: появление технических ошибок, изменение алгоритмов поисковых систем, личные пожелания клиента).

Почему заявки приходят некачественные? 

Не вся продукция, которая есть на сайте, для клиента является целевой. Например, если человеку нужна труба определенного размера, то он не будет лезть в раздел с кранами.

Мы не можем ограничить и запретить пользователю переходы на страницы, которые ему не нужны.

Иногда посетители сайтов делают рассылки заявок на множество сайтов, не вникая в содержание сайта и продукцию, которая на этом сайте есть. Такие заявки мы тоже не можем исключить. 

Если ситуация с некачественными заявками досаждает, мы анализируем страницы, с которых приходят эти заявки. Это могут быть страницы, которые есть на сайте, но они нецелевые для клиента. Тогда мы рассматриваем вариант закрыть эти страницы на сайте. Перед этим мы анализируем трафик.

Мы всегда предупреждаем, что перед закрытием страниц мы можем потерять часть трафика.

Ситуация меняется, если с целевых страниц приходят некачественные заявки. Здесь нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Почему приходит много спама? 
  2. Можем ли мы  полностью исключить спамные заявки с SEO?

Полностью исключить спамные заявки с SEO нельзя. Если сайт виден в поисковой системе, он будет интересовать продавцов товаров или услуг, которые связаны с вашей нишей.

Можно ли по-быстрому поменять тайтлы и дескрипшены?

Чтобы их изменить, нужно:

  1. собрать семантику;
  2. проанализировать выдачу;
  3. посмотреть текущие позиции страниц;
  4. внедрить изменения на группе страниц;
  5. отследить, как они отразились на этой группе. 

Если изменения положительные ‒ можно внедрить на другой группе. 

В случае с небольшим сайтом можно быстро произвести замену. Это может быть неэффективно, потому что на сайте, скорее всего, уже есть страницы с хорошими позициями и трафиком. Изменения могут повлиять на общую ситуацию на сайте. 

Почему нельзя сделать все работы за 6 месяцев, а потом чтобы сайт работал сам? Зачем там всё время что-то делать ‒ тратить свои кровные? 

Вот ТОП-5 причин:

  1. Если на сайте регулярно проводятся работы по его улучшению, то поисковые системы начинают более лояльно к нему относиться. Трафик увеличивается.
  1. Конкуренты не стоят на месте, продолжают развивать свои сайты. Если остановить работу, то можно безнадёжно от них отстать.
  1. Поисковые системы меняют свои алгоритмы, и приходится под них подстраиваться постоянно. Методы продвижения, которые были эффективны вчера ‒ сегодня могут не работать.
  1. На сайте могут возникнуть технические ошибки или на вас нападут боты.
  1. Можно получить от поисковых систем за неуникальный контент (если клиент пишет статьи или тексты для коммерческих страниц самостоятельно и не следит за качеством текста).

Это были все вопросы. Напоминаем, что если мы на что-то не ответили или у вас появились вопросы в процессе, то пишите их в комментариях.