Голосование телезрителей на «Евровидении» можно полагать выражением потребительских предпочтений.
Для «потребителей песен», как известно, имеют разную значимость всяческие показатели качества исполнителя, как то:
1) голос - сила, красота, индивидуальность,
2) исполнительское мастерство - слух, артистичность, драматическое мастерство,
3) «природная» внешность - красота, обаяние, типаж, сексуальная привлекательность,
4) приобретённая» внешность - одежда, макияж, причёска,
5) хореография,
6) драматургия, режиссура,
7) социальная близость-идентичность исполнителя, и проч.
Можно предположить — в зависимости от состояния массового сознания, рейтинги значимости качеств меняются.
Однако, представляется, — доминирующим качеством, как часто бывает в маркетинге, в этот раз была эмоционально-ассоциативная составляющая «имиджа товара».
Что «покупали» зрители, голосуя за исполнительницу из Германии — Лену Мейер-Ландрут? Впечатление такое — «покупали» оптимизм, хорошее настроение, стильность, отчасти беззаботность и романтическую веру в позитивность будущего. Эти компоненты естественным образом востребованы сегодня, в условиях изнуряющего психо-экономического кризиса и социальной субдепрессии.
Конечно, имеет значение и возраст — подобная совокупность настроений исполнителя оправдана для юного существа, «ещё не испытавшего горечи» и полного «биологического оптимизма юности» (в какой мере это сейчас может быть).
Если попробовать говорить о тренде. Предыдущий фаворит потребителей — победитель «Евровидения-2009» Александр Рыбак. Его сценическое амплуа, — «юноша инженю», — «наивный простак», в силу наивности обладающий хорошим, незамутнённым настроением, оптимизмом и романтической верой в светлое будущее. Привёденные качества также естественным образом востребованы в условиях продолжающей социальной аномии и субдепрессии.
…Интересно, те дяди и тёти в РФ, которые правят процесс отбора представителей России на Евровидение, руководствуются ли они ещё и маркетинговыми соображениями?..