Читайте в свежем номере "Бизнес-журнала". В продаже с 8 сентября

2010-10-06 14:53:43 1976

БИЗНЕС ЖУРНАЛ №9 (174)

Тема номера: ЛЮДИ

http://www.business-magazine.ru/

Блогеры и цензура. — Блоги и блогеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. А после того как собственный блог завел Президент РФ, даже чиновники в самых отдаленных регионах обнаружили, что «блогеры — тоже люди».

Перегонный аппарат. — За танцами вокруг пошлин на ввоз подержанных иномарок в страны-участницы таможенного союза с предельным вниманием следят и перегонщики, и официальные дилеры, и действующие в России автопроизводители.

Загрузка началась. Падение продаж игрового софта в привычных картонных коробках во всем мире компенсируется растущими объемами онлайновых загрузок. Не вставая с места, покупатель может посетить специализированный онлайновый магазин, выбрать необходимый продукт на виртуальной витрине и совершить оплату удобным способом (пластиковой картой, «сетевой валютой», а то и при помощи СМС).

Семеро смелых. — Российский рынок IPO с трудом, но приходит в себя после кризисного угара. В декабре прошлого года послекризисный сезон первичных размещений открыла компания «Институт Стволовых Клеток Человека» (ИСКЧ), выручившая за 20% своих акций $4,8 млн. Следом потянулись другие компании самых разных калибров, но относящиеся преимущественно к двум разрядам: те, кому до зарезу нужны деньги, чтобы разрешить свои долговые проблемы, и те, кто рассчитывает с помощью привлеченных средств обскакать конкурентов, пока последние не в лучшей финансовой форме.

Куда глаза глядят. — Три истории о том, зачем бизнесмены выходят на новые рынки и как они это делают. Своим опытом поделились Андрей Коркунов, Максим Протасов и Валерий Покорняк

Поколение Y. — Настало время приветствовать новое, младое племя, которое заслонит наши старые главы. Строго говоря, не такое уж оно и незнакомое. Потому что они — наши дети. Да, «могучий поздний возраст» следующей генерации мы уже не увидим. Они перерастут нас и пойдут дальше — люди иного склада и устройства. Но главное, они уже начали выходить на арену. Это новые потребители, с которыми нужно учиться говорить на их языке. Новые молодые работники, к которым придется искать другие подходы. Да и новые предприниматели, авторы будущих ярких инновационных стартапов.

Допинг для рынка. С весны в салонах российских автодилеров вновь появились многомесячные очереди на приобретение новых автомобилей и дефицит на ряд моделей, как это бывало в докризисные времена. Можно ли назвать это явным признаком того, что российский авторынок наконец-таки прошел кризисное «дно» и начинается последовательный рост из месяца в месяц, как полагают многие его участники?

Еще не венчур. — Бюджетная наука — огромный ворох интеллектуальной собственности, в котором нет-нет да блеснут жемчужные зерна по-настоящему интересных для коммерциализации разработок. Российский бизнес на эти зерна долго зарился, но легальных возможностей извлечь их имел немного: все-таки это госимущество, пусть и нематериальное, — а значит, с ним сложно вообще работать, не то чтобы приватизировать.

Сырые материалы. — Российская система образования не способна предложить бизнесу специалистов требуемого качества. А переделка «полуфабрикатов» обходится недешево. Увы, подавляющее большинство выпускников — не более чем «сырье», из которого «лепить» профессионалов приходится уже работодателям.

Время и нравы. Последние 15–20 лет нынешние собственники и управляющие российских компаний провели в режиме гонки на выживание. Вместе с местом под солнцем многие из них приобрели еще и синдром хронической усталости, стойкого безразличия к происходящему. Но восстанавливать силы и продлевать тем самым жизнь своих компаний нужно учиться. И наука это непростая.

Работать нельзя отдыхать. — С июля Россия официально присоединилась к конвенции Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках». Главный пункт этого документа: работодатель обязан предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью не менее трех недель в течение года. При этом как минимум две недели работник должен отгулять непрерывно в течение года. Оставшимся временем можно распоряжаться по своему усмотрению в течение 18 месяцев, но отдых не должен быть короче шести дней. Кроме того, у сотрудника есть право получить при увольнении деньги за неиспользованный отпуск.

Пять уровней власти. — Привычная ситуация: при необходимости публично изложить свои взгляды по поводу такого щекотливого предмета, как власть в корпорации (да и власть вообще), взрослые и уважаемые люди начинают смущаться, переглядываться и вообще испытывают явные неудобства. Действительно, в российской ментальности понятие «власть» носит устойчиво отрицательную окраску. В массовом сознании это скорее что-то «аморальное», чем реальный управленческий инструмент.

Личное дело каждого. — Закончился ли кризис? В последнее время я часто задавала этот вопрос многим своим друзьям-знакомым. И все владельцы бизнесов в ответ начинают мычать что-то невразумительное. В том духе, что это с какой стороны посмотреть, что «кризис в головах» и т. п. Тогда я спрашиваю более конкретно: «Увеличились ли объемы продаж вашей компании по сравнению с 2008 годом?» Тут 90% однозначно дают положительный ответ.

Матч-реванш. — Легендарный фестиваль рекламы «Каннские львы» в этом году являл собой яркое сочетание классики и инноваций. С одной стороны, рекламодателями года уже не в первый раз были признаны Unilever и Procter & Gamble. С другой — несколько оригинальных проектов получили шанс перевернуть каноны индустрии с ног на голову.

Марк Бениофф: Пророк в «облаках». — В 1998 году у 31-летнего вице-президента Oracle Марка Бениоффа было все: высокая должность в одной из крупнейших софтверных компаний мира, деньги, власть над подчиненными, успех и уважение. Но удовлетворение от достигнутых результатов почему-то не приходило. Взяв отпуск, Марк отправился в шестимесячное турне по Индии и Гавайям. Вернулся он другим человеком, полностью пересмотревшим жизненные ценности.

Отсечь все лишнее. — Некоторые компании уже вышли из кризиса. А вот руководителям предприятий, которые все еще продолжают борьбу за существование, полезно помнить: на войне хороши далеко не все средства. Во время кризиса поведение людей в организации легко описывается двумя моделями — центробежной и центростремительной. Причем проявляться они могут одновременно.

Воспитание гибкости. Не все препятствия следует преодолевать. Иногда полезнее отойти в сторону и наметить новый маршрут и избежать лобового столкновения с более сильными конкурентами. Таким образом президент Rover Computers Сергей Шуняев уже не раз спасал свой бизнес.

Средства удержания. — Осень 2010 года на российском кадровом рынке обещает быть жаркой, а специалисты рекрутинговых агентств и корпоративные HR-менеджеры чуть ли не единодушно предсказывают очередную волну повсеместной текучки кадров. Так что еще до Нового года одни работодатели лишатся квалифицированных специалистов, зато другие, напротив, получат возможность усилить команду за счет профессионалов, знающих себе цену.

Шадриковое хозяйство. — Шадриковое хозяйство — это очень по-нашему. Рубите вековой вяз, отделяете тонкие сучья, складываете их в большой костер и сжигаете. Золу продаете. А ствол — оставляете гнить в лесу. Известный «знаток» Анатолий Вассерман уверен, что с подобным подходом в России пора заканчивать. Иначе не поспеем за странами-лидерами.

Российская сборка. Что же ждет Россию? Кто вытащит страну из ямы? Эту задачу могут решить две новые элиты — элита знаний и элита развития, утверждает известный ученый, заместитель директора по научной работе ИПМ имени Келдыша РАН Георгий Малинецкий.

Уроки португальского. — Португальский был одним из моих профильных языков в университете. На всю жизнь запомнилось первое занятие: преподаватель подошла к доске и написала крупными буквами: «A vida esta dura» («Жизнь — тяжелая штука»). В аудитории зависла настороженная тишина. Кто-то спросил: «Это что, лейтмотив португальской культуры?» Все рассмеялись, а ответ преподавателя затерялся в шутках.

http://www.business-magazine.ru/