Андрей Кнышев
Мыслитель-сатирик, юморист-исследователь и первопроходец российского развлекательного ТВ
В пятницу, 28 января, с 12 до 14 часов в Прямом эфире на Sostav.ru
Очень многие телезрители полагают, что все отечественные развлекательные юмористические передачи ограничиваются набившими оскомину "Аншлагом", "Смехопанорамой" и прочими подобными шоу. Более того, иные полагают, что так было чуть ли не всегда на нашем ТВ. Хотя сейчас ситуация и изменилась и для многих зрителей нынешний телевизионный юмор стал ограничиваться программами, в основном состоящими из юмористических скетчей и живых эстрадных номеров, или импровизационного стеба.
В действительности ситуация несколько иная, и в свое время на еще советском телевидении цвела пышным цветом по-настоящему смешная передача, отличающаяся тонким юмором, искрометными пародиями и авангардистским настроем. Речь идет о программе "Веселые ребята", в которой участвовали такие знаменитые теперь телеведущие как Дмитрий Дибров, Игорь Угольников, Леонид Сергеев, Алексей Лысенков, Александр Гуревич и другие.
Но главным вдохновителем и фактически отцом "Веселых ребят" был Андрей Кнышев - выдающийся деятель ТВ, вместе со своим коллегой Виктором Крюковым создавший едва ли не лучшую развлекательную программу в СССР 80-тых.
Андрей Гарольдович Кнышев родился 5 ноября 1956 в Москве. В 70-х он поступил на факультет градостроительства МИСИ, который успешно закончил, причем даже получил Ленинскую стипендию. Первоначально Андрей совершенно не задумывался о карьере телеведущего, но судьба решила иначе.
Как рассказывает сам Кнышев, на ТВ он попал совершенно случайно: "В институте я участвовал в КВН; в 78-м году попал на телевикторину "Салют, Фестиваль!", где выиграл путевку в Гавану. Так случилось, что программу видела зампред Гостелерадио. Она и отметила победителей - вот, мол, кто должен у нас работать! За эту фразу ухватились в молодежной редакции и предложили мне такой авантюрный ход. Год я ждал письма. Получил его в день распределения в вузе, объездил на такси множество мест, что-то согласовывал... К счастью, все решилось в мою пользу".
Можно считать, что с этого момента на отечественном телевидении наступила настоящая революция, хотя и не сразу. Первые выпуски созданной им передачи "Веселые ребята" представляли собой настоящий конкурс скетчей, с призами в виде путевок на Международный фестиваль сатиры и юмора в Габрово. Интересно, что ведущим шоу тогда был Александр Масляков.
Так продолжалось с 1979 до 1981, и можно сказать, что за это время "Веселые ребята" обрели свой основной актерский состав, уже упомянутый выше, - многие будущие актеры обновленных "Веселых ребят" тогда были участниками конкурса шуток.
С 1982 программа приняла тот вид, который полюбился огромному количеству телезрителей. Это были ироничные зарисовки на злободневные темы, различные пародии на популярные в то время передачи и советскую эстраду, розыгрыши, снятые скрытой камерой, юмористические музыкальные номера и большое количество новаторских видеотрюков и спецэффектов. Также шоу было разбавлено выступлениями известных музыкантов и представителей андеграунда - благодаря этой передаче состоялись первые телевыступления известнейших теперь групп: "Аквариум", "Браво", "Машина времени", "Центр".
«Веселые ребята» прежде всего были не передачей в традиционном смысле, и не эстрадным шоу , а авторским видеофильмом, телевизионным коллажем из разнообразных элементов и жанров, непрерывным экспериментом со сменой и поиском форм, в котором скетчи были лишь одним из компонентов.
Кроме того, целью ее был не только юмор и развлечение, что, в общем-то, в те годы и не очень приветствовалось, но и социальный контекст, разработка какой-либо значимой и злободневной темы - экология, молодая семья, кич, молодежь и музыка, и тому подобное.
"Будучи постоянно в полуподпольном состоянии - каждый выпуск ее вызывал скандал и запрет - программа была явной альтернативой официальному советскому телевидению. С одной стороны ее все время закрывали, с другой - подсовывали зарубежным журналистам как наше достижение, прогрессивную молодежную программу, посылали ее на международные фестивали, где «Веселые ребята» получали почетные призы. Разумеется, получали чиновники, а не творцы..." - вспоминает Андрей.
За 9 лет вышло 7 выпусков "Веселых ребят" продолжительностью от часа до двух, не так уж много по современным меркам. В 1991 передачу закрыли, но, как говорит Андрей, не потому что ее запретили или что-то еще. Просто страна находилась в фазе перемен, и потому он решил "поставить программу на паузу", до того как все утрясется.
Кнышев вспоминает о том времени: "С приподнятием железного занавеса зритель тогда, на рубеже 80-х-90-х, все больше становился избалованным рекламой и западными клипами. А в это время экономика разваливалась, а вместе с ней и техника, на ТВ хотелось двигаться вперед и вверх, делать все более новые и сложные видеотрюки, развивать телевизионный язык, но денег на ремонт старого оборудования не было, а тем более валюты на покупку нового. Не было понимания и у начальства: почему программа делается так долго, так много смен монтажа и пр. Отсюда и появлялось ощущение, что мы пытаемся бежать вверх по эскалатору, идущему вниз. Эта ситуация и вытолкнула меня с ТВ, я решил попробовать себя на телевидении за рубежом, и вообще попутешествовать, посмотреть мир".
После "временного" закрытия "Веселых ребят" Кнышев попробовал себя в роли писателя-сатирика и музыканта, режиссера, продюсера. В 90-х и начале 2000-х у Кнышева вышло три юмористические книги, которые называют учебниками юмора: "Тоже книга", "Уколы пера" и "На100льный календарь на сто лет" (2001).
В какой-то момент он перебрался в США, где также работал на ТВ и довольно успешно - один из его фильмов, созданных совместно с телекомпанией PBS, получил престижную премию "Эмми", являющуюся "Оскаром" в мире телевидения. Фильм назывался "The Art of Good Will" и он вышел в 1990-м. В нем Андрей предстал в роли ведущего, автора и со-продюсера с русской стороны, а также композитором.
Также на PBS в 1992 году он делал фильм "Democracy in Action" в качестве автора-ведущего, режиссера и продюсера. Напарником и соавтором Кнышева был ныне известный телепродюсер Александр Акопов. Фильм в необычной и ироничной манере освещал ход предвыборной кампании в США, встречи с рядовыми американцами, крупными политиками, бизнесменами и звездами Голливуда, и был показан накануне выборов, в которых одержал победу Билл Клинтон. С Клинтоном и его предвыборным штабом Кнышев и Акопов летали на его личном самолете, жили на одном этаже отеля, объехали десятки городов в 13 штатах. Фильм с переводом был дважды показан также и по российскому телевидению накануне встреч Ельцина и Клинтона.
Андрей Кнышев работал не только в США, но и в Европе. Например, в Нидерландах в 1991-93 он писал сценарий программы «Русские в Голландии» для телеканала NCRV, но из-за событий 1993 передачу не удалось выпустить. В Лондоне совместно с компанией «Mosaic Pictures», которая продюсировала все программы знаменитого комика Роуэна Аткинсона «мистера Бина», для телеканала ITV он разрабатывал сценарий юмористической программы.
"По замыслу британцев, я, в образе странного чудаковатого пришельца, в сопровождении английского комика, должен был исследовать различные аспекты жизни в Великобритании и, ничего не смысля в этом, рассказывать об этом самим британцам. «Вот будет умора-то!» - считали они. Отчасти я с этим был согласен, плюс планировал «протащить» и кое-какие другие идеи и эпизоды. Этим проектом мне пришлось пожертвовать в пользу американского фильма на PBS в 1992 году из-за совпадения по срокам. Сценарий сохранился и мы планировали к нему вернуться, однако Англия - штука деликатная, сменилось руководство канала ITV, а с ним и локальная телевизионная политика, поэтому дальше я уже переключился на книг", - говорит Андрей.
Тем не менее Кнышев не оставил родину навсегда: в 1997 на ТВ-6 выходила его передача "200 удовольствий". А в 2002 Кнышев вновь оказался на центральном канале - "Первом", где было запущено развлекательное шоу "Шоу-годно".
В 2007 Андрей Кнышев совместно со своим старым коллегой Леонидом Сергеевым и другими столь же творчески одаренными людьми запустил интернет-радио под названием "Чипльдук" . По словам создателей, это своеобразное перерождение "Веселых ребят", которое в результате получилось не менее авангардным и профессиональным, выдержанное в абсурдных тонах.
Кнышев так описал этот проект: "Это взгляд на жизнь через некий кристалл иронии - ироническое препарирование нашей жизни. Пространство для творчества, общения, дуракаваляния или глубокого серьезного осмысления действительности. Ресурс деидеологизирован, мессианской задачи - расставить все по своим местам - нет, хотя где-то третьим-пятым планом как-то и присутствует политика. Мы создаем просто позитивный ресурс. Это и есть главный message - позитив".
Мало кто верил, что юмор Кнышева может быть снова востребован на российском телевидении, однако, в конце декабря 2010 в эфир "Первого канала" вышел пилотный эпизод новой программы Андрея, скетч-шоу "Дуплькич, или Рычание ягнят". Проект также является наследником "Веселых ребят", но в более современном формате.
"В какой-то момент мы все пришли к выводу, что пришла самая пора тряхнуть стариной и вернуться в лоно визуальных жанров. У интернета много плюсов. Например, открытость и доступность, благодаря которым у нас родилось комьюнити постоянных слушателей из самых разных уголков мира. Но нам всегда хотелось вернуться на телеэкраны. Собственно, большинство наших идей были именно телевизионными, и нам приходилось адаптировать их к радиоформату, отсекая все лишнее - то есть телекартинку", - так Андрей комментирует запуск нового шоу.
Пилотный эпизод был показан в конце декабря 2010 и получил разносторонние отклики критиков, по всей видимости, люди сильно отвыкли от подобного рода юмора на нашем ТВ, а то и считают его устаревшим. Хотя сам Кнышев полагает, что формат "Веселых ребят" вполне уместен и в наши дни, и передача еще покажет себя.
Sostav.ru желает Андрею и его друзьям успешного возвращения на телевидение с новым проектом и предлагает нашим читателям задавать свои вопросы.
|