80% крупных компаний планируют повысить цены на свою продукцию вслед за ростом налога на добавленную стоимость (НДС). Расходы на уплату налога компании включат в конечную стоимость товара. И только 10% компаний возьмут дополнительную нагрузку на себя, чтобы не потерять клиентов, сообщает РБК со ссылкой на исследование Института Адизеса.
90% компаний-респондентов заявили, что повысят цены, когда вырастет НДС, то есть с 1 января следующего года (несмотря на то, что на вопрос о самих планах повысить цены положительно ответили только 80%, а 10% воздержались). Еще 10% руководителей компаний сообщили, что цены останутся неизменными, и никто из респондентов не сказал, что поднимет их уже в течение второй половины 2018 года, чтобы не создавать резких ценовых шоков для потребителей.
В России также действуют льготы по НДС — для социально значимых товаров (например, мяса, молока, сахара, хлеба, некоторых медицинских товаров). Ставка составляет 10%, а для экспортируемой продукции — 0%. Как показывает опрос Института Адизеса, респонденты редко пользуются льготами по НДС. 96% опрошенных ответили, что они платят налог по общей ставке 18%. Только 4% сообщили, что обладают льготами.
Эксперты рынка отмечают, что поскольку НДС — это налог, который платит потребитель, то рано или поздно все продукты и товары неизбежно подорожают. Так, эксперт института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов считает, что большинство компаний уже сейчас постепенно начнёт повышать цены, чтобы в начале следующего года не было резкого рывка. Но малый и средний бизнес попытается компенсировать рост ставки НДС за счет снижения зарплат персонала или отказа от обновления основных средств, так как платежеспособность покупателей и объемы продаж теперь будут снижаться.
Напомним, с 2019 года в России на 2% повышается НДС. Однако в Минэкономразвития ожидают ускорение инфляции уже в этом году — до 3,1% к концу года, а также переход населения к модели потребления впрок товаров длительного пользования.